Тавадрос II © Mohamed Abd El Ghany/REUTERS

Бишой Гергес, подросток с завязанными глазами, протянул руку за аккуратно сложенной бумажкой, и битком набитая каирская церковь Святого Марка шумно вздохнула. Восьмимесячный поиск нового патриарха подошел к концу, и у восьмимиллионной христианской общины Египта появился новый лидер. Рука отрока вытянула бумажку с именем епископа Тавадроса, который вышел на второе место в ходе предварительного голосования, опередив трех из четырех соперников. На предыдущих выборах коптского папы в 1971 году победитель тоже занял на предварительном голосовании второе место. Его звали Шенуда III. 

Тавадрос – одна из форм имени Теодор, что означает «Дар Божий» – возглавлял коптскую церковь в округе Бухейра в дельте Нила. Шестидесятилетний Тавадрос, чей день рождения пришелся как раз на день избрания его папой, значительно моложе своего предшественника папы Шенуды III. Престарелый патриарх скончался в марте этого года в возрасте 88 лет. Вместе с тем Шенуда пришел к власти в возрасте 47 лет и правил коптской церковью 41 год, опередив по этому параметру даже бессрочного египетского президента Хосни Мубарака. 

О Тавадросе II известно не так уж и много. Он родился под именем Ваги Сабхи Баки Сулейман в городе Мансура, учился в Александрийском университете, где окончил отделение фармацевтики. В течение нескольких лет работал по профессии, но позже покинул мирскую жизнь и удалился в монастырь в Вади-Натрун, где посвятил себя изучению теологии и принял сан священника. 

Тавадрос держался вдалеке от папского престола в Александрии и сторонился большой политики, однако успел заработать себе доброе имя в коптской общине. Будущий папа в течение многих лет занимался просветительской деятельностью, а также опубликовал несколько важных теологических трудов. За все это время ему удалось не допустить ни одного резкого замечания об исламе, исламистах, революции или бывшем президенте Хосни Мубараке. 

В целом можно сказать, что египетские копты не знают о своем будущем духовном лидере практически ничего. С одной стороны, это выгодно отличает его, например, от епископа Бишоя, скандально известного своими резкими суждениями об исламской религии. Тавадрос сможет начать с чистого листа отношения с «Братьями-мусульманами», которые пришли к власти в результате первых демократических выборов в Египте. 

С другой стороны, неизвестно, каким политическим опытом обладает новый папа и сможет ли он искусно маневрировать своей утлой ладьей по бурным водам постреволюционного Египта. А ведь Теодоросу II придется без всяких промедлений засучить рукава и взяться за работу. Шенуда III считался настоящим лидером и, на взгляд многих, был самым удачным коптским папой в ХХ веке. Он объединил коптов под своим руководством и создал прочные связи с коптскими общинами за рубежом, а также с исламистскими лидерами и движениям. Но и ему не удалось сломать «стеклянный потолок», существовавший при Хосни Мубараке. 

Египетские копты, составляющие 10% населения, не занимают ключевых позиций в правительстве или армии, они не возглавляют университеты или больницы, несмотря на то что количество выпускников вузов среди коптов намного выше, чем среди мусульман. В Египте годами не строились новые церкви и христианские кладбища, а столкновения между христианами и мусульманами нередко перерастают в настоящие побоища

Тавадросу II предстоит улаживать локальные конфликты между христианами и мусульманами, масштаб которых существенно увеличился после революции 25 января. Ему придется убеждать власти, что коптам необходимы новые церкви и воскресные школы, а затем объяснять своей пастве, почему их просьбы вновь были оставлены без внимания.

Египетские христиане сейчас переживают не самый простой период: после революции, которую папский престол не поддержал вопреки призывам молодого поколения коптов, к власти в стране пришли исламисты и умножилось насилие и беззаконие. В сентябре небольшую коптскую общину изгнали из Рафиаха (полуостров Синай), священники и монахи в Вади-Натруне жалуются на произвол местных шейхов и бессилие полиции, суд оправдал четырех салафитов, которые отрезали ухо христианину в Южном Египте – ситуация требует одновременно уверенности, силы и осторожности. 

Кроме того, после четырех десятилетий папства Шенуды III его преемнику предстоит провести столь необходимые реформы, которых уже много лет требуют египетские христиане. Папа Шенуда III отказывался дать разрешение на разводы и повторные браки, тем самым вынуждая многих коптов отказываться от своей религии и принимать ислам. Тема разводов звучала особенно громко в последние несколько лет на коптских форумах и сайтах. Конституция 1936 года позволяет египетским христианам разводиться, однако консерватор Шенуда не считал эту статью правомерной и использовал весь свой авторитет для того, чтобы разводы оставались табу

Известно, что Тавадрос занимает более либеральную позицию по этому вопросу. Он моложе и более внимателен к духу времени, однако осмелится ли он пойти на столь резкий шаг, против которого еще перед смертью предостерегал Шенуда III. 

Кроме того, новому папе придется искать в своих действиях тончайший баланс так, чтобы одновременно и продвигать интересы своей общины, и не вмешиваться в политику. От него ждут сильного и уверенного, но одновременно внимательного и чуткого руководства. Тавадрос попытается вернуть в лоно церкви молодых коптов, которые потеряли надежду найти в ней утешение и поддержку, и не напугать скороспелыми реформами консервативно настроенное старшее поколение. Достичь всего этого ему предстоит, балансируя на тонком льду, не допуская ни одного резкого высказывания, способного разжечь междоусобицу между христианами и мусульманами Египта. На Тавадроса II легла огромная ответственность: от его руководства будет зависеть выживание самой большой христианской общины на Ближнем Востоке, где с каждым годом христиан становится все меньше и меньше.