В начале мая в Египте, в каирском районе Гиза, прошла небольшая конференция мусульман-салафитов. Организаторам удалось собрать всего-навсего 50 000 – 55 000 человек. Неподалеку от этой сходки шумела обычная каирская жизнь: из сероватой дымки смога просвечивали вершины пирамид, в казино «Аль-Лейль» крупье неторопливо раскладывали карты. Участники конференции, среди которых было также немало активистов «Братьев-мусульман», которые салафитами себя не считают, но сочувствуют, обсуждали будущее Египта и перспективы внедрения шариата во все сферы жизнедеятельности в стране. На повестке дня также был вопрос о сосуществовании мусульманского большинства и христианского меньшинства (около 9 млн человек) в постреволюционном Египте. Тем временем в другом каирском районе Имбаба тлела коптская церковь Св. Марии, которую в прошлую субботу подожгли разъяренные длиннобородые люди, одетые в короткие (до голени ) галабии. Эти так же, как и участники конференции в Гизе, известны под названием «салафиты».

САЛАФИТ ПОШЕЛ КОСЯКОМ

Кто такие салафиты, и откуда они вдруг взялись в таких количествах? Ответ: они были всегда, но на протяжении большей части периода правления Мубарака затаились и о себе знать особенно не давали. То ли дело бурные 70-е и 80-е, когда всевозможные джихадисты хозяйничали в стране, выслеживая и убивая правозащитников, христиан и популярных телеведущих. При Садате в районе города Хельван действовали целые лагеря салафитов, которые в поиске «чистого» ислама уходили в горы, носили самодельные рясы, питались финиками и чем бог пошлет, заучивали наизусть Коран и тренировались в стрельбе по движущимся мишеням. Сам по себе термин «салафия» (часто переводится как «фундаментализм») – довольно расплывчатый и неконкретный. Салафитами называют себя различные люди и группы, которые ведут борьбу за возвращение к обычаям предков, буквальное понимание Корана и очищению ислама от инородных элементов и примесей, приставших к нему за последние 14 веков. Египетская группировка «Аль-Такфир ва аль-Хиджра» призывала своих последователей жить обособленно, чтобы не подпадать под тлетворное влияние современных псевдомусульман. Их салафиты приравнивали к еретикам. В XVIII веке идеи салафизма легли в основу нового исламского течения – ваххабизма. В XX и XXI веках саудовские ваххабиты во многом способствовали распространению своей жесткой трактовки ислама по всей планете, создавая мечети, медресе и школы. Египетские гастарбайтеры, работающие в Саудовской Аравии, где христианам вообще не разрешают строить церкви и проводить христианские обряды, привозили с собой на родину не только кровные саудовские реалы, но и саудовский стиль жизни и обычаи. И увлечение ваххабизмом. Так уж исторически получилось, что новообращенных салафитов-ваххабитов и прочих любителей джихада против неверных оказалось больше всего на Юге, в Верхнем Египте, где и при Мубараке полиция опасалась вводить свои силы в Минью, Кену или Асьют. Там же обитают немалые количества египетских христиан, которых нередко называют коптами. Хотя, конечно, и салафитов-ваххабитов, и коптов в избытке не только на Юге Египта, но и в Александрии, Каире, Порт-Саиде и других городах. Конфликты между христианским меньшинством и мусульманскими фундаменталистами в Египте то вспыхивали, то затихали, но нехороший Хосни Мубарак, которому сейчас грозит в лучшем случае тюрьма, а в худшем – смертная казнь, умел найти общий язык и с теми, и другими. При помощи пряников и кнутов наводил порядок. А теперь в постреволюционном Египте лидеры салафитских движений, которые революцию не поддерживали, но и протестовать против нее не стали, чувствуют, что пришла пора показать не желающим принимать ислам коптам, кто в доме хозяин. Так, например, в конце марта школьный учитель (копт) Айман Митри лишился уха в результате нападения группы мусульман-салафитов в городе Кена. Атакующие заявили, что отрезали ухо в наказание за то, что Митри якобы сдавал свою квартиру девушкам легкого поведения. Через несколько недель, когда новые власти вознамерились назначить некого копта Имада Михаила Шхату губернатором пресловутой Кены, где людям режут уши, разгневанные салафиты перекрыли автобаны и железные дороги, круша все и вся в рамках «мирных протестов». Правда, потом они объяснили, что протестуют против назначения на эту должность «пособника режима Мубарака». Шхату убрали, но спокойнее от этого в Верхнем, а также Нижнем Египте не стало.

МЫЛЬНАЯ ОПЕРА С КРОВАВЫМ ОТТЕНКОМ

Разумеется, и тут не обошлось без женщин. Еще в незапамятном 2000 г. популярный египетский телесериал «Аван аль-Вард», который показывали во время месяца-поста Рамадан, обнажил всю глубину проблем взаимоотношений между двумя египетскими общинами. Героиня сериала, коптка, которая выходит замуж за мусульманина, но не переходит в ислам, на собственном опыте убеждается в том, какое табу она нарушила. В последние годы египетскую желтую прессу наводнили сомнительные истории о новообращенных христианках, которые перешли в ислам, успешно вышли замуж за мусульман, а затем были похищены своими семьями и теперь насильно удерживаются в церквях. Полтора года назад героиней такой мыльной оперы была некая Камилла Шхата. Тогда на защиту неизвестной, но прекрасной новой мусульманки вышли тысячи митингующих в городах Верхнего Египта, а также в Каире и Александрии. Разумеется, этим доморощенным наветам на коптов еще далеко до «Протоколов сионских мудрецов» и рассказов о том, что евреи едят христианских младенцев (чему, кстати, в Египте многие охотно верят), однако при благоприятном раскладе и они могут обрасти любопытными подробностями и деталями Сейчас в центре внимания оказалась Абир Табет, которую, по слухам, насильно поместили в церковь в каирском районе Имбаба. В начале марта праздник революции испортила история с бракосочетанием христианки и мусульманина, вызвавшая бурную реакцию у обеих сторон, вплоть до гибели 11 человек. Встревоженные копты направили жалобу на салафитов фельдмаршалу Мухаммаду Хуссейну Тантауи, который управляет страной после отставки Хосни Мубарака. Но за 100 дней, прошедших со дня революции в Египте, полиция так и не вернулась к работе в полном объеме, а армия не обладает соответствующей подготовкой, поэтому ситуация с решением подобных проблем в Египте становится все хуже и хуже.

ВИНОВАТЫ ПУШКИН И МУБАРАК

Если послушать очевидцев последних инцидентов – от отрезания уха и до поджога церкви в Имбабе – так все египтяне братья, никто не желает друг другу зла и все хотят жить мирно, как кот Леопольд с мышами. Многие обвиняют лоялистов Мубарака в том, что они «хотят ввергнуть страну в бездну религиозной розни» и пеняют на то, что службы безопасности плохо выполняют свою работу. Мусульмане не-салафиты утверждают, что виноваты «эти фундаменталисты», которых на поверку оказалось очень даже много, гораздо больше, чем предполагали египетские социологи и исследователи общественного мнения. Христиане, чье благосостояние во многом зависит от того, какую политику будет проводить новый режим, робко жалуются на то, что власти не очень-то заботятся о выполнении законов, и предпочитают улаживать конфликты при помощи местных старейшин и шейхов, многие из которых сами являются нехилыми экстремистами. Так например, небезызвестный проповедник Сафват Хиджази прославился в свое время тем, что издал фатву, призывающую всех правоверных мусульман убивать первого попавшегося им на глаза еврея без всяких сомнений. Хиджази пожурили и заставили взять свои слова обратно, но его последователи приняли эти слова буквально, а поскольку евреев в Египте больше нет, то теперь достается христианам или прилавкам с датскими и норвежскими продуктами, как во времена карикатурных скандалов. Но про общую атмосферу нетерпимости, религиозного фанатизма и ненависти к иному в старой-новой египетской прессе предпочитают не распространяться. За это можно и самому огрести ненароком. А египетские христиане тем временем обивают пороги иностранных консульств, дружно вливаясь в общую тенденцию оттока ближневосточных христиан за рубеж и сокращения древних христианских общин по всему региону.