Олег Тягнибок © www.nr2.ru

Для многих самое интересное, что произошло на нынешних украинских выборах – успех националистической партии «Свобода» Олега Тягнибока. Во Львовской области она победила с 38% голосов, в большинстве областей Западной Украины стала второй, и оказалась третьей в Киеве, обогнав «Партию Регионов», и в любом случае она впервые проходит в Верховную Раду. Хоть у нас по привычке считают националистом Ющенко, таких настоящих националистов, как «Свобода» и Тягнибок там еще не было. И вот многие сидят, сидят и думают: как случилось, что совсем уж забористые националисты, которых, пожалуй, сторонились бы в Европах, обогнали не только «регионалов» (это само собой), но и цивилизованную прозападную оппозицию как раз в тех частях страны, которые считают себя продвинутыми и европейскими, не то что этот донецкий совок.

Я попытался разобраться в этом еще перед украинскими президентскими выборами 2010 года, а вчера ночью просто вывесил ссылку на ту свою статью у себя в фейсбуке. И, судя по реакции прежде всего украинских читателей, высказанные тогда соображения вполне актуальны. Поэтому я прошу прощения у читателей, которые тот текст помнят, и повторяю эксперимент здесь.

Украинская старушка Европа

Западная Украина — несомненно Европа, но это Европа 70-летней давности | 01.02.10

К Р Е С Т Ь Я Н С К И Й З А П А Д

На греческом острове Сирос, населенном пополам католиками и православными, я столкнулся с неожиданной культурной перверсией. Католики Сироса – греки, крещенные венецианцами, в чью республику входил остров – небогатые и не шибко ученые крестьяне, живущие по деревням в глубине острова и на горах. А православные – бежавшие с турецкого востока судовладельцы, капитаны и лоцманы – богатые и образованные, в XIX веке построили у моря Эрмуполи (Гермесоград), столицу кикладского архипелага, город особняков с классическими балконами, расписными потолками в нимфах, фортепиано в гостиных, гимназиями и оперой – уменьшенной копией Ла Скалы, куда приплывали с гастролями сопрано из оригинала. Бывшие же венецианские подданные выращивали кабачки и свеклу для бывших турецких и возили ее на осликах на рынок.
В нашей картине мира Запад с его культурной религией, благосостояние, гуманизм, вежливость, опрятность, просвещенность, терпимость, прогресс и прочие прекрасные вещи существуют в одной упаковке. А Восток, православие, отсталость, бедность, невежество, бытовой консерватизм, опаска перед чужим, закрытость – части другого пакета, где, как в советском продуктовом наборе или в современных распродажах (берешь три футболки, платишь за две), одно идет в нагрузку к другому. Не будете брать, гражданочка? Тогда проходите, не задерживайте очередь.

Для простоты мышления удобно объединить вместе все хорошее. Вот бы и в жизни так же, так нет. Не бывало, чтобы в нагрузку к шпротам давали исключительно икру. Вот жесткие конфеты «Школьные» – это пожалуйста. А то и похуже: ждешь конфет «Школьных», а там пшено. И благо смешано со злом. И зло подсунули хуже, чем думали, прогорклое...

Читать продолжение статьи от 1 февраля 2010 года