Фото: Fotolia / PhotoXPress.ru

Зажатый в тиски ближневосточного кризиса Израиль сделал Евросоюзу предложение, от которого объединенной Европе будет сложно отказаться. Речь идет о поставках природного газа, которые позволят европейцам укрепить свою энергетическую независимость. Подразумевается, что в ответ благодарная Европа будет благосклоннее относиться к Израилю в его извечном конфликте с арабами.

Старая шутка про Моисея, который сорок лет водил евреев по пустыне, чтобы найти единственное место в регионе без углеводородов, потеряла свой смысл после того, как в Средиземном море были обнаружены колоссальные запасы природного газа и нефти. Теперь Израиль из импортера становится экспортером. В сентябре был подписан контракт на поставку в Иорданию природного газа на сумму $15 млрд – это крупнейшая сделка Израиля с Иорданией на сегодняшний день. К тому же Израиль уже добывает природный газ на море для собственных нужд.

И вот теперь новая идея. Министр энергетики Израиля Сильван Шалом на встрече в Риме предложил европейцам вложиться в строительство трубопровода от морских месторождений Израиля через Кипр в Грецию и далее до Италии. Министр особо отметил, что поставки газа из Израиля снизят зависимость Европы от природного газа из России. Идея на словах вроде бы очень интересная, но вот каким будет ее воплощение?

Сплошные плюсы?

В принципе и Кипр, и Греция, и Италия благосклонно отнеслись к израильскому предложению и ждут, когда в середине декабря Израиль официально представит свой проект в Брюсселе. Газа и нефти у Израиля в теории относительно много, если относить эти месторождения именно к самому Израилю. Согласно заключению экспертов Американской геологической службы, одной из самых уважаемых в мире геологических организаций, в недрах Левантского бассейна содержится около 3,45 трлн кубометров природного газа и 235 млн тонн нефти. Для сравнения: запасы природного газа в России чуть менее 50 трлн кубометров.

Стратегический коридор для Израиля, который должен привязать его к Евросоюзу

Хотя не все запасы находятся в израильской экономической зоне, у Израиля есть три прекрасных месторождения: «Тамар», «Далит» и «Левиафан». Все эти месторождения открыты сравнительно недавно. Считается, что месторождение «Тамар», открытое в 2009 году, содержит более 200 млрд кубометров газа, «Далит» – около 14 млрд, «Левиафан» – более 450 млрд кубометров. Это оценки ожидаемых запасов, основанные на интерпретации материалов сейсморазведки и данных бурения одной, реже двух скважин. Тем не менее эти месторождения уже вызвали большой интерес, связанный с возможностью поставок не только непосредственно в Израиль, но и на экспорт.

Однако не стоит забывать, что добыча нефти и газа может быть дорогим удовольствием – глубина моря на месторождении «Тамар» составляет более 1000 метров, а глубина залежи от уровня моря – приблизительно 5500 метров. Месторождение «Далит» находится в районе с глубиной моря около 1200 метров, при этом сама залежь вскрыта на глубине около 3700 метров от уровня моря. Месторождение «Левиафан», самое крупное, находится в 135 км от израильского берега, при глубине моря 1634 метра, газоносный пласт залегает на глубине 5800 метров ниже дна моря, а ожидаемые нефтеносные пласты еще глубже – до 7200 метров. Кипрское месторождение «Афродита» – совсем глубокое. Газоносный пласт там залегает на глубине 6000 метров от морского дна при глубине моря 1700 метров.

Поэтому стоимость бурения одной скважины на «Афродите» оценивается в $103 млн, на месторождениях «Тамар» и «Далит» – около $75 млн. Эти цифры, правда, меркнут на фоне ожидаемых доходов: есть мнение, что «Тамар» может принести от $14 до $40 млрд выручки, а «Левиафан» – вплоть до $310 млрд. Вопрос в том, насколько легкими окажутся геологические условия на этих площадях и какова будет отдача?

Шкура неубитого левиафана

За спорами политиков и торговцев почти не слышно голоса геологов, которые бормочут малопонятные слова. А они как раз пытаются объяснить, что все не так легко и просто с газом и тем более нефтью и расходы на освоение месторождений могут быть больше, чем представляется неспециалистам.

По геологическим данным, месторождения газа и нефти приурочены к миоценовым турбидитам. Термин «турбидиты» часто заменяют на более понятный широкой публике термин «пески». Однако песок песку рознь.

Геологическая картина, с одной стороны, ясная, но есть сложности в самих газонасыщенных слоях

Турбидиты – это осадки мутьевых потоков, образованные на дне морей и океанов. Эти потоки можно сравнить со снежными лавинами в горах. Сорвавшиеся со своего места массы из частиц разного размера стекают под действием силы тяжести вниз по морскому дну и нарушают спокойный ход накопления донных осадков.

В результате образуются сложные отложения, в которых наряду с прослойками породы высокой проницаемости есть и плохопроницаемые породы. Все это может осложнить отбор газа и тем более нефти. Решения есть, но они неминуемо приведут к удорожанию буровых работ.

А главное, и это играет важную роль в оценке объема извлекаемых запасов, их величина может быть гораздо меньше декларируемой. Требуется еще достаточно большой объем геолого-разведочных работ, чтобы прийти к более-менее достоверным оценкам.

Повод для ссор

Однако не только в геологии дело. Не менее важен здесь и политико-экономический аспект. Основная проблема добычи углеводородов в Восточном Средиземноморье до сих пор была в отсутствии кооперации приморских стран. Что делать с добытым природным газом на «Левиафане»? Есть предложение сжижать его на плавучем заводе и развозить потребителям. Но сколько он тогда будет стоить?

Лучшие цены на СПГ в Азии, но покупателей смущает идея перевозить израильский газ через Суэцкий канал из соображений безопасности. Хорошим покупателем могла бы быть Турция, причем газа, поставленного по трубопроводу, но такой трубопровод должен был бы пройти через акватории греческого Кипра и оккупированного турками Северного Кипра, о чем договориться непросто. А маршрут через воды Сирии и Ливана еще сложнее и политически, и технически.

Технически оправданный маршрут оказался невозможным из-за политических резонов

Да и вообще Израиль критически относится к партнерству с Турцией, которой руководит исламист Эрдоган. А то, что Израиль помешал палестинцам добывать газ на прибрежном месторождении «Морская Газа» на площади, относящейся к сектору Газа, напрягает и палестинцев, и их союзников в арабском мире. Бывший министр энергетики Израиля Иосиф Парицки говорил, что «без мира с палестинцами мы [Израиль] не можем продавать наш газ Египту, Иордании, Турции и – кто знает – может, даже европейцам». И вот его преемник нашел решение.

Жест отчаяния?

Предложение нынешнего министра энергетики Сильвана Шалома о транспортировке природного газа по трубопроводу в Италию иначе как жестом отчаяния назвать нельзя. Прежде всего потому, что строительство такого газопровода обойдется очень дорого.

Например, трубопровод «Северный поток» длиной 1200 км, уложенный в мелководной и тектонически спокойной Балтике, обошелся почти в 9 млрд евро. Это примерно $11,5 млрд. Поскольку газовые контракты редко заключаются на срок менее 10 лет, то за это время при цене $370 за 1000 кубометров газа это равно (без учета себестоимости) 31 млрд кубометров газа. То есть изрядная часть добытого газа пойдет в оплату строительства трубопровода. Да и сложно будет говорить о большом вкладе в независимость от российских поставок – Россия экспортирует в год более 160 млрд кубометров газа.

«Газпрому», который хотел стать израильским партнером в работе на «Левиафане», но его не взяли в компанию, печалиться не стоит. Он вполне может утешиться ролью торговца израильским газом, так как его «дочка» получила возможность торговать сжиженным природным газом с месторождения Тамар – когда будет построен завод по сжижению газа. Это вполне надежное и понятное дело. История же с «Левиафаном» крайне неоднозначна, проект требует больших инвестиций, и имеет большое политическое звучание. Ну а там где много политики чаще всего мало бизнеса.