Индийские школьники отмечают отечественные успехи в освоении космоса

Случилось! Индия шла к этому несколько лет – индийский межпланетный аппарат «Мангальян» вышел на марсианскую орбиту и передал на Землю фотоснимки Красной планеты. Все рады – и в мире, и в самой Индии; только если в мире говорят об очередной победе человека над Марсом, то в Индии победу над этой планетой тоже, ясное дело, празднуют, но как-то во-вторых, а во-первых… над Китаем.

«Индия бьет Китай в космосе», «Мы наконец опередили китайцев» – эти и подобные заголовки украшают первые полосы индийских газет. Победа над Пекином для Нью-Дели, как видно, даже более важна, чем победа над «маленькими зелеными человечками» с Марса. Ведь в последние десятилетия, пока западный мир с грустью обсуждал потерю интереса к космосу со стороны ведущих держав, в Азии вовсю развернулась космическая гонка, едва ли менее ожесточенная, чем та, что вели в 1960–1970-е СССР и США.

На Западе, да и в России прошла эпоха, когда покорители космоса становились главными героями. И дело даже не в том, что на орбите побывало уже немало американцев, русских, граждан других стран. Просто «космические надежды» так и не оправдались – на Луне не нашлось селенитов, на Марсе – марсиан, окружающие планеты оказались чужими и недружелюбными. С окончанием холодной войны (когда в космосе соревновались не две страны, а две политические системы) обывателю не всегда понятно, на что идут такие бешеные средства. В мире теперь предпочитают развивать коммерческий космос – запускать спутники связи, навигационные орбитальные аппараты и т.п. Конечно, продолжает действовать Международная космическая станция, но, положа руку на сердце, вы можете сказать, какой экипаж сейчас работает на орбите, и работает ли вообще?

А вот в Индии и в Китае интерес к космосу велик и у властей, и у обывателя. Причем не только к космосу. Две страны, уже давно ставшие региональными сверхдержавами, готовятся войти в число мировых лидеров еще в этом столетии. И стремятся обзавестись всеми необходимыми атрибутами. Подчас кажется, что Нью-Дели и Пекин составили некий «список соответствия званию сверхдержавы» и, посматривая друг на друга, ставят галочки: «атомная бомба есть, истребитель нового поколения есть, баллистическая ракета есть…». Теперь вот дошло дело до космоса: «Луна, Марс...».

Противостояние подогревается политикой – как и в случае СССР и США лет тридцать назад. Сегодня уже как-то и не верится, что когда-то две эти страны называли друг друга братьями. Между прочим, известный лозунг про «бхаи-бхаи» появился еще в середине 1950-х, и вовсе не по отношению к России, сначала он звучал: «хинди – чини бхаи-бхаи» («индийцы – китайцы братья!»). Впрочем, очень скоро двум амбициозным азиатским гигантам по соседству стало тесно, уже в 1962 году произошла индо-китайская пограничная война, потом были еще стычки. Однако в наши дни эти две страны предпочитают экономическое соревнование – «супердержавы XXI столетия» активно проникают на мировые рынки, обзаводятся новыми технологиями и самыми современными ноу-хау.

Причем соревнуются они друг с другом, как-то свысока поглядывая на весь остальной мир – по-моему, два азиатских гиганта, каждый с населением более миллиарда, уже давно для себя решили, что будущее принадлежит им.
 
Остроты этой гонке добавляет тот факт, что Индия сначала, как правило, отстает. Однако потом догоняет. Так было в случае с атомным оружием (китайцы испытали бомбу еще в 1964-м, индийцы провели неофициальное испытание в 1974-м, а официальное – в 1998-м), с баллистическими ракетами или современными истребителями собственной разработки (китайский J-10 взлетел в 1998 году, индийский Tejas в 2001-м) и т.п. При этом нередко китайские инженеры подстегивали Индию к срочному ответу.
 
Например, еще несколько лет назад, когда Нью-Дели все никак не мог получить российский авианосец «Адмирал Горшков» (его переделка для ВМС Индии затягивалась), в Индии не утихали скептические голоса, мол, а зачем нам вообще авианосец? С кем это наше правительство вознамерилось воевать, с островом Диего-Гарсия, Маврикием или Сейшелами? Но когда своим авианосцем «Ляонин» обзавелся Китай (китайцы довели до готовности недостроенный советский авианесущий крейсер «Варяг», проданный украинскими властями еще в 1998 году), скептики сразу поутихли. Теперь в дополнение к закупленному «Горшкову», ставшему «Викрамадитьей», Индия уже строит собственный авианосец и планирует еще один
 
Нечто подобное произошло и с космосом. В Нью-Дели поначалу делали ставку на спутники, создав собственную ракету-носитель еще в 1979 году. Индия также вошла в число стран, зарабатывающих на коммерческих запусках: с местных космодромов отправлялись на орбиту спутники из Германии, Израиля, Южной Кореи, Сингапура, Канады… Однако в 2003 году в космос отправился первый китайский тайконавт Ян Ливэй, и в Нью-Дели по-новому взглянули на свою космическую программу. Noblesse oblige. После долгих дискуссий и правительственных совещаний в ноябре 2006 года на заседании в Индийской организации космических исследований (ISRO) было объявлено о решении вплотную приступить к работе над пилотируемым кораблем. 
Китайская программа исследования Луны тоже не осталась без ответа. В 2007 году Пекин вывел на лунную орбиту искусственный спутник, а в 2013 году на спутнике Земли села китайская автоматическая станция с луноходом на борту. Индийский аппарат «Чандраян-1» вышел на лунную орбиту в 2008-м, идут работы над автоматической станцией «Чандраян-2», которая должна будет сесть на Луну (предварительно – к 2017 году), и запланировано, что эта станция также доставит туда индийский луноход.
 
И вот теперь Марс. Индия впервые обошла Китай. И как обошла! В индийских СМИ не устают повторять, что Индия стала первой азиатской страной, сумевшей отправить аппарат к Красной планете, и первой страной мира, у которой это получилось с первого раза. Вот Китай, мол, два года назад тоже пытался, а у него не вышло! (Китайский аппарат «Инхо-1» был запущен к Марсу вместе с российской станцией «Фобос-грунт», которая сгорела в атмосфере в 2012 году.)
 
Космическая гонка объединяет страну. Космос – это самые современные технологии и национальный престиж в одном флаконе. Это то, чем восхищаются и обитатели вилл в Нью-Дели, и жители бомбейских трущоб. «К Марсу прилетел не просто аппарат, к Марсу прилетела вся Индия!»
 
Теперь в этой стране с нетерпением ждут собственный пилотируемый корабль, и это понятно: на орбите побывал уже десяток китайских тайконавтов. А из индийцев в космос пока летал только Ракеш Шарма – в далеком 1984 году на советском «Союзе Т-11». И еще женщина-астронавт Калпана Чавла, она родилась в Индии, затем переехала в США, получила гражданство и дважды летала в космос на борту шаттла «Колумбия». К сожалению, во время второго полета в 2003 году она погибла в катастрофе «Колумбии» вместе с другими членами экипажа.
 
Глава ISRO Коппилил Радхакришнан в августе этого года пообещал, что в скором времени в испытательный полет отправится беспилотный вариант индийского корабля, а полет с людьми может состояться в 2016–2017 годах. Внешний облик индийского пилотируемого корабля на трех членов экипажа был представлен еще в 2009-м.
 
Можно не сомневаться, что КНР есть чем ответить – например, объявлено, что Пекин готовится создать на орбите постоянную космическую станцию и даже намерен приглашать на нее иностранных космонавтов и астронавтов.
 
На эту бурно развивающуюся космическую гонку в Азии с надеждой смотрят многие поклонники космических исследований по всему миру. Они верят, что индийские и китайские успехи заставят «старые» космические державы очнутся от спячки и вновь отправиться в космос. Один сотрудник Роскосмоса как-то говорил мне в ходе интервью: «Вряд ли та же Америка согласится, чтобы первым на Марсе оказался какой-нибудь Ван или Капур. Но пока неясно, смогут ли Китай и Индия так далеко развить свои космические программы».
 
А ведь смогут…