Есть много разных версий того, кто больше всех наживется на новом конфликте России и Запада. То ли США, стравливающие Европу с Россией, то ли оставшийся в стороне Китай, то ли начальники российского ВПК, на которых теперь повалятся такие деньги, что США и Китай еще завидовать будут. Но это все разговоры в превосходной степени, а ведь есть еще и толпы тех, кто совсем не гордый и кому не обязательно наживаться больше всех – достаточно и просто нажиться, вовремя подсуетившись в резко изменившейся международной обстановке.
Одним из таких негордых выигравших от украинского кризиса явно станет Венгрия. Отношения России с Германией и Францией теперь надолго испорчены, друг Сильвио давно не у дел, и эксцентричный режим Виктора Орбана все больше превращается в главного союзника Москвы в Евросоюзе. Венгерский премьер стеной стоит за «Южный поток», он против усиления санкций и изоляции России, с Москвой у него особые отношения, которые позволяют получать от России льготные кредиты и выгодные контракты. А теперь еще Венгрия может стать той страной, куда российским компаниям будет удобнее всего сливать свой европейский бизнес, чтобы не рисковать из-за санкций. Как «Лукойл» уже выбрал именно венгров для того, чтобы продать свой заправочный бизнес в Восточной Европе.
Не страшны 18 падежей
Если не считать совсем задвинутую на периферию Сербию, то Венгрия – исторически самый естественный союзник Москвы в Восточной Европе. Это единственная страна среди всех новых членов ЕС, где русских, конечно, ненавидят, но Запад ненавидят еще больше. Есть старые счета за Трианон и раздел тысячелетних границ, есть новые – за сплошные разочарования от вступления в Евросоюз. Всего вместе набирается столько, что даже 1849 и 1956 годы тут не перевесят.
То, что с венграми, несмотря на их 18 падежей, несложно найти общий язык, в российском руководстве поняли уже давно. Еще в 2006 году венгерским и российским чиновникам удалось добиться удивительного взаимопонимания во время продажи огромного, еще советского здания венгерского торгпредства в центре Москвы. Обе стороны прекрасно поняли, что нет никакой возможности продать недвижимость напрямую – от венгерских властей властям российским. Нет, тут никак не обойтись без офшорной фирмы-посредника, которая купит торгпредство у Венгрии ниже рыночной стоимости, а потом продаст его России под кабинеты для Минрегиона выше рыночной стоимости. Потому что только так договаривающимся сторонам удастся добиться развития взаимовыгодного сотрудничества и укрепления советско-венгерской дружбы, которой не зря в Москве поставили целый отдельный памятник, пускай и на Речном вокзале.
Еще активнее сотрудничество двух стран начало укрепляться после того, как в 2010 году к власти в Венгрии пришел Виктор Орбан и начал переделывать под себя местную систему госуправления. Москве оказалось очень удобно иметь дело с государством, где все устроено таким близким и понятным образом. Во главе стоит один конкретный лидер, который не отягощен общественным мнением и излишними ценностями, за все у себя в стране отвечает и готов порешать любые вопросы, если договориться лично с ним. Кроме того, Орбан оказался полным единомышленником российского руководства в том, что нет в экономике более важного источника денег и влияния, чем энергетика. Поэтому два режима и решили сконцентрировать свое сотрудничество прежде всего на этой области.
Нефть, атом, газ
Первой крупной энергетической сделкой России и Орбана стала продажа акций венгерского нефтегазового гиганта MOL. MOL – это что-то типа венгерского гибрида «Газпрома» и «Роснефти». Огромная махина, значительная часть предприятий которой была созданы еще во времена соцлагеря. Компания стабильно и с большим отрывом много лет остается крупнейшей компанией Венгрии и второй по размеру оборота во всей Восточной Европе (если не включать в регион Россию). Предшественники Орбана в правительстве Венгрии успели почти полностью распродать это национальное достояние иностранцам, так что у Венгерского государства осталось в MOL акций всего на пару процентов, но в 2010 году к власти пришел патриот Орбан и понял, что надо срочно возвращать все обратно.
Проще всего оказалось договориться с русскими. В 2011 году венгерское правительство купило у «Сургутнефтегаза» 21% акций MOL, став таким образом крупнейшим акционером компании. «Сургутнефтегазу» эти 21% были не очень нужны, потому что европейцы изо всех сил сопротивлялись дальнейшему увеличению доли русских, и шансов получить контроль над компанией не было никаких. А так Орбан дал «Сургутнефтегазу» возможность заработать целых 0,5 млрд евро практически на пустом месте: в 2009 году российская компания купила 21% MOL за 1,4 млрд евро у австрийской OMV, а уже весной 2011 года продала этот 21% венгерскому правительству за 1,9 млрд евро. Орбан тоже не остался внакладе после сделки. Деньги за акции MOL он платил не свои, а бюджетные, а вот слава спасителя национальной экономики, вернувшего Венгрии контроль над крупнейшей компанией страны, досталась уже ему лично.
Другим многомиллиардным энергетическим проектом России и Венгрии стало строительство двух новых энергоблоков для венгерской АЭС «Пакш», которое поручили «Росатому». Эта сделка вообще тянет на крупнейшую инвестицию России в Восточной Европе со времен соцлагеря. Российская сторона согласилась не только построить венграм два новых энергоблока к 2023 году, но и оплатить 80% расходов, предоставив Венгрии льготный кредит на 10 млрд евро. Сейчас построенная еще советскими специалистами в 80-х годах АЭС «Пакш» выдает около 2 ГВт и обеспечивает примерно 40% всего энергопотребления Венгрии. Два новых блока должны добавить еще 2,4 ГВт. Особого скачкообразного роста потребления энергии в Венгрии в ближайшие годы не предвидится, так что получается, что к 2023 году российская АЭС будет практически полностью покрывать потребности венгров в электроэнергии.
И само собой, Орбан, который совершенно не боится испортить отношения с Брюсселем, потому что там давно все испорчено так, что дальше некуда, стеной стоит за строительство «Южного потока». Он регулярно выступает с публичными заявлениями о том, что этот проект необходим Европе, как никакой другой, и Венгрия ни за что не собирается от него отказываться. И вообще, Евросоюзу не стоит увлекаться санкциями и портить отношения с Россией, потому что Украина – это, конечно, мило, но думать надо о собственных национальных интересах.
«Газпром» районного масштаба
После такого неудивительно, что «Лукойл», решивший, от греха подальше, уйти с рынков Восточной Европы, выбрал себе в партнеры именно венгров. 44 заправки «Лукойла» в Чехии до конца этого года будут проданы компании Slovnaft. Это часть отвоеванной Орбаном группы MOL, работающая на рынках Чехии и Словакии. В прошлом году компания MOL уже купила в Чехии 125 заправок у итальянского Agip, в этом прибавила еще 44 от «Лукойла» и остановилась в шаге от того, чтобы стать лидером на чешском рынке. У MOL к концу года в Чехии будет 318 заправок, а у занимающей пока первое место Benzina их 338.
Еще 19 заправок в Словакии и 75 заправок в Венгрии «Лукойл» продает вроде как не MOL, а малоизвестной венгерской компании Norm Benzinkut. Компания возникла в марте этого года, и владельцев у нее два. Первый – это компания IMFA, которая принадлежит Имре Фазекашу. Этот венгр уже не первый раз имеет дело с русской энергетикой – когда-то он работал представителем ЮКОСа в Венгрии. Второй владелец – компания Benczur 13, принадлежащая, в свою очередь, компании Normeston. Normeston зарегистрирована в Белизе на адрес, по которому находится какой-то дешевый отель. Но, несмотря на скромное расположение, в хозяйственной деятельности этой фирмы все-таки был один важный эпизод: в 2009 году венгерская MOL переписала на эту контору 50% акций компании MOL Energy Trade из-за того, что Еврокомиссия начала предъявлять венграм претензии в связи с излишней монополизацией рынка.
По всей видимости, словацкие и венгерские заправки «Лукойла» доверят компании из Белиза по той же схеме, чтобы избежать антимонопольных претензий Брюсселя. MOL и так лидер на заправочном рынке и в Словакии, и в Венгрии: в Словакии у нее 214 заправок, в Венгрии – 365. Если прибавить к ним еще 19 словацких и 75 венгерских от «Лукойла», то у регулирующих органов могут возникнуть вопросы, а так они будут спокойно висеть на доверенном человеке с давними связями в российской энергетике и номере белизского отеля.
Конечно, дополнительные 138 заправок от «Лукойла» не сделают MOL абсолютным лидером на энергетическом рынке Восточной Европы – крупнейшей компанией в регионе все равно останется польская PKN Orlen. Но это будет еще один серьезный шаг к региональному лидерству. Тем более что MOL при активной поддержке правительства Орбана продвигается и по другим направлениям.
Сейчас Венгрия ведет жесточайшую борьбу за то, чтобы получить контроль над главной энергетической компанией Хорватии INA. MOL уже приобрела 47% акций, но хорватское правительство упирается изо всех сил и отказывается уступать полный контроль венграм. Для того чтобы как следует надавить на соседа и бывшую провинцию, венгры даже посадили в конце 2012 года хорватского вице-премьера по экономике Чачича. Тот умудрился попасть в аварию на территории Венгрии, но сотрудничал со следствием и поначалу получил год условно. Но потом переговоры об окончательной продаже INA венграм застопорились, и суд следующей инстанции решил заменить срок для хорватского вице-премьера на реальный, заодно увеличив его вдвое – для большей сговорчивости.
Хотя одной Восточной Европы венграм мало. За последние несколько лет MOL успела купить сеть заправок в Австрии, начать добывать нефть в Казахстане, в Северном море, в Пакистане, Анголе и Египте. А с января этого года они и из Ирака нефть экспортируют. Понятно, что все это выглядит очень скромно на фоне ExxonMobil, BP или «Роснефти», но Венгрии с ее масштабами много и не надо. К тому же в Восточной Европе осталось еще немало российских энергетических активов, о правильной распродаже можно договориться так, чтобы значительно улучшить позиции венгров на региональном рынке.