Фото: pravoslavie.ru
Задержание настоятеля Ватопедского монастыря игумена Ефрема на Афоне в рождественский сочельник произвело в Греции эффект разорвавшейся бомбы. Пока архимандрит, униженный, но не побежденный, лежит с высокой температурой, в своей монастырской келье, страсти кипят далеко за пределами Афона. Греческое общественное мнение поддерживает власти, надеясь, что игумена Ефрема покарают за сомнительную сделку с недвижимостью, которая предположительно помогла древнему монастырю нажиться за государственный счет. Активная группа сторонников заявляет, что власти повели скоординированную атаку на церковь. Между тем в России церковь и близкие к власти структуры возмущены задержанием человека, который известен связями с Русской православной церковью и встречами с российским политическим руководством, и открыто требуют от греческих властей пересмотреть судебное решение. Кто же этот игумен Ефрем, который на протяжении последних лет из малоизвестного, хотя и авторитетного настоятеля монастыря превратился в фигуранта политической и даже светской хроники?
Ефрем-строитель
Деятельный и энергичный монах, родом с Кипра, как и большинство его братии, в 90-е годы возглавил возрождение монастыря Ватопед – второго по рангу из двадцати афонских монастырей. Свое наступление он повел по нескольким направлениям. Монастырь неустанно пропагандировал свое культурное и религиозное наследие – богатейшую тысячелетнюю историю, рукописи и святыни. Достаточно вспомнить недавние гастроли главной реликвии Ватопеда – так называемого пояса Богородицы, который привезли этой осенью в Россию с огромной помпой и государственными почестями и которому поклонились миллионы верующих, ожидавших в многочасовых очередях. При Ефреме монастырь был богато отстроен из полуразрушенного состояния, и в списке его благотворителей и гостей оказались десятки известных политиков и общественных деятелей. Задолго до того, как в ноябре этого года игумена Ефрема принимал премьер-министр России Владимир Путин, в монастырь наносили частные визиты избранные и коронованные особы со всего мира, например, наследник британского престола принц Уэльский Чарльз.
Еще одним талантом игумена Ефрема было использование духовного авторитета для ведения дел вполне практических и материальных. Те, кто лично знает старца, отмечают в нем качество, которое верующие люди называют прозорливостью, а неверующие – тонким знанием психологии. Игумен Ефрем всегда находил общий язык с власть предержащими и бизнесменами, которые получали от него духовное окормление, отпущение грехов на исповеди, благословение – проще говоря, утешение в жизни. К концу 2008 года Ватопед собрал не только более обширную и влиятельную паству, чем когда-либо, но и оказался в центре настоящей финансовой империи, построенной во многом на неформальных связях. Этот успех оказался подорван после того, как греческие СМИ раскрутили скандал вокруг земельных сделок монастыря с греческим государством.
Грамоты в обмен на недвижимость
Греческое правительство находится в сложных имущественных отношениях с церковью – с одной стороны, оно признает все, даже самые древние акты на землю, а с другой – давно уже присвоило по закону или явочным порядком большую часть церковных земель. У Ватопеда документов было в избытке, и в 90-е годы игумен Ефрем решил дать ход одному из них – хрисовулу (грамоте с золотой печатью) византийского императора XIV века Иоанна V Палеолога. По этой грамоте монастырю принадлежало озеро и земля на севере Греции – их государство забрало себе и уже провозгласило заповедником. Но статус заповедника был снят, суд принял неожиданное решение в пользу монастыря, а монахи, получив собственность, стали думать о том, как лучше ее использовать. Выход был найден: с помощью знакомств на самом высоком уровне греческого правительства землю обменяли на более чем 70 государственных объектов недвижимости, стоимость которых по самым консервативным оценкам составляет €100 млн, а по мнению большинства греческих политиков, депутатов и их избирателей – намного больше. Недвижимость оказалась в центре нового бизнеса и тут же стала расходиться по рукам – за баснословные деньги.
«Я опросил методом случайной выборки богатых греков, которые сделали состояние на недвижимости и финансах. Они оценили финансовые активы и недвижимость монахов в сумму $1–2 млрд долларов. Причем бизнесу, когда он начинался, было нечего продавать, кроме прощения», – пишет известный финансовый журналист Майкл Льюис в своей статье в Vanity Fair, одним из основных фигурантов которой является архимандрит Ефрем.
Скандал настроил общественное мнение Греции против правительства Костаса Караманлиса: народные представления о церкви как о богатейшей организации, приумножающей свои богатства путем тесного сотрудничества с властью, получили основательное подкрепление, хотя и не были пока доказаны в суде. В падении греческого правительства осенью 2009 года сыграли роль разные просчеты и ошибки: неспособность удержать экономику страны от долгового коллапса, беспорядки декабря 2008 года после убийства подростка полицейским, но многие по-прежнему считают, что основным фактором было желание спасти министров правительства, подписавших сделку. В Греции действует закон, по которому министры освобождаются от любой ответственности после очередного срока полномочий парламента. Назначив досрочные выборы, премьер Караманлис добился полной амнистии для своих соратников и – потенциально – для себя самого. Парламентское расследование предсказуемо закончилось почти 500-страничным отчетом, который достаточно было просто выбросить в мусор, не читая: все равно никто из политиков ответственности не понес.
Настоятель ответит вместо политиков
Сам игумен Ефрем, хотя и игнорировал вызовы в парламент, в суд являлся всегда вовремя. Тем не менее, он, по-видимому, стал жертвой нового «закручивания гаек» со стороны властей, которые видят недовольство избирателей тем, что никто из фигурантов крупных скандалов наказан не был. Власти в последний месяц проводят аресты крупных неплательщиков налогов, и задержание Ефрема, по-видимому, идет в русле той же пиар-компании. Прокуратура не настаивала на задержании, но настояло следствие – и суд принял его сторону, выдав ордер на арест. К Ефрему в канун православного Рождества (которое Греция празднует по новому стилю, хотя Афон – по старому) явились прокурор и полицейский, но они нашли настоятеля больным в его келье и не стали пока что препровождать в тюрьму, ограничившись домашним арестом.
Тем временем ряд иерархов греческой церкви выступили в защиту архимандрита. Некоторые сторонники сравнивают Ефрема со страдающим Христом, другие подозревают в его аресте вездесущих масонов. Российский Фонд Андрея Первозванного, который организовывал приезд пояса Богородицы, тоже заподозрил нечестную политическую игру: «такие судебные решения могут быть объяснены только политической ангажированностью определенных кругов греческого истеблишмента, которые таким образом хотят продемонстрировать Западу готовность пойти на отказ от принципов организации духовной жизни, закрепленных в греческой конституции». Видимо, в фонде считают, что провозглашение православия государственной религией в греческом основном законе означает принципиальную неподсудность священнослужителей. Свое неудовольствие выразили, хотя куда более сдержанно, и представители Русской православной церкви.
Но более красноречивым, чем возмущение в Москве, пока что остается молчание в Афинах и Стамбуле: синод Элладской православной церкви и Константинопольский патриархат, которому подчиняется Афон, пока никак официально не комментируют ситуацию. Церковные лидеры греческого православия пока не готовы бороться с общественным мнением Греции, которое настроено в целом против игумена Ефрема и сделок, заключавшихся его монастырем. Греческие избиратели ждут, чтобы хоть кто-нибудь был задержан и наказан в снежном коме скандалов, по которым пока что не ответил никто. И степень виновности конкретного священнослужителя заботит людей гораздо меньше, чем общая убежденность в том, что страну разворовали задолго до того, как она обанкротилась.