Облака вулканьего пепла в небе над Европой постепенно рассеиваются. Европа медленно, нехотя, под нажимом европейских же авиакомпаний, открывает свое небо для полетов. «Аэрофлот» вечером 19 апреля начал полеты в Прагу и Варну. Сегодня, 20-го, вероятно, можно будет летать в Швейцарию, Великобританию, Францию. Как и в любой кризисной ситуации, в европейском транспортном коллапсе есть пострадавшие и заработавшие. В стане последних могут появиться и очень неожиданные, на первый взгляд, персонажи – российские авиакомпании.

Самые главные пострадавшие в этой истории – это, конечно, европейские компании, базирующиеся в тех аэропортах, которые были закрыты. Их бизнес был вообще парализован: они не могли улететь никуда. А заработали, безусловно, железнодорожники: именно они приняли на себя волну пассажиров, желающих добраться если не до пунктов назначения, то хотя бы туда, откуда летают самолеты. В период с 16 по 18 апреля из России в Европу и обратно РЖД перевезла около 10 000 пассажиров. Почти 3000 из них, как рассказали мне в компании, – дополнительно. Это несостоявшиеся клиенты авиакомпаний, остановивших полеты в Европу из-за облаков вулканического пепла. 

Спрос на поезда был такой, что на одну только Вену РЖД увеличила предложение по местам вчетверо. Дополнительные вагоны цепляли и к поездам, следующим в Хельсинки, Варшаву, Прагу. Билеты продаются с такой спринтерской скоростью, что вчера вечером можно было без проблем купить билет на сегодняшний день только в Хельсинки. В ответ на все остальные запросы (в Варшаву, Амстердам, Прагу) система бронирования РЖД как бы фигурально разводила руками и пожимала плечами: свободных мест нет. Поездка в Варшаву вторым классом стоит 3600 рублей, а в Берлин – 6600 рублей. И если грубо взять 5000 рублей в качестве среднего тарифа на поезд в международном направлении, то за 3000 пассажиров авиакомпаний РЖД за 3 дня получили примерно 15 млн рублей дополнительной выручки. В многомиллиардных заработках перевозчика – мелочь, но все равно приятно. 

Но заработать могли не только железнодорожники. Наши авиакомпании, главным образом, «Аэрофлот» и ГТК «Россия», конечно, пережили несколько неприятных дней и бессонных ночей, занимаясь судьбой своих пассажиров. Но не удивлюсь, если по результатам исландского извержения они не только не почувствуют никаких убытков, но еще и окажутся в прибыли. В отличие от своих западноевропейских коллег, державших самолеты на земле, они летали в те города Европы, где авиасообщение не было прервано. Билеты на рейсы в/из зоны, закрытые из-за вулкана с труднопроизносимым названием, пассажиры, конечно, сдавали. Но многие из них тут же покупали билеты в другие города, куда улететь можно было. 

И вот тут перевозчики, конечно, отрывались, как могли: билеты на самолеты обходились дороже, чем в обычной ситуации. Все это, в общем-то, не потому, что авиакомпании – плохие и, что те таксисты после терактов в столичной подземке, наживались на бедах пассажиров. Система продаж у авиаторов устроена таким образом, что если ты покупаешь билет за день или даже в день перелета, то за это придется дорого заплатить. А тут еще и спрос дико вырос: огромному количеству людей потребовалось срочно хоть откуда-нибудь вылететь к пункту назначения. 

Теперь чтобы перевезти всех желающих, ставят на линии более вместительные самолеты. «Аэрофлот», например, на ряде направлений вместо традиционных А320 стал использовать Ил-96-300, способный в зависимости комплектации перевозить 250-300 пассажиров за раз. Но весь спрос все равно не удовлетворить, что, опять же сказывается на тарифах. На сайте «Аэрофлота» билеты с вылетом завтра-послезавтра в Будапешт в один конец стоят 19 199 рублей, в Вену – 28 719 рублей, в Рим – 31 999 рублей, ну и так далее (в оба конца – чуть подороже). Уже на следующей неделе цены вполне сносные. Но те, кому непременно нужно улететь сейчас, вполне могут обеспечить авиакомпании недополученную прибыль за отмененные рейсы и компенсировать прочие неудобства, доставленные далеким исландским вулканом Эйяфьятлайокудль.