Недавние успехи Исламского государства в Ираке заставляют недоумевать и строить предположения о том, как немногочисленной военной группировке из 6–10 тысяч человек удается эффективно противостоять государственной армии Ирака и курдистанской Пешмерге. Но ИГИЛ – не единственный пример того, как маленькие отряды отбиваются от крупных врагов: различные китайские династии, Римская империя и бывшая Персия (сегодняшний Иран) – все они терпели поражения от небольших и плохо организованных сил. Историк, специалист в области международных отношений, дипломатии, экономики и культуры Ахилеш Пиллаламарри (Akhilesh Pillalamarri) объясняет, как это получается, в статье «Почему преуспевают военные группировки».

Арабский философ Ибн-Хальдун, который исследовал этот вопрос в XIV веке, связывал успех маленьких группировок с концепцией, которую он назвал asabiyyah. Это понятие обозначало, грубо говоря, социальную солидарность, или «чувство группы». Согласно Ибн-Хальдуну, у групп, которые находятся на задворках общества, asabiyyah очень развито, их члены очень сплочены, а их лидеры ухитряются сделать общие цели очень важными для каждого. В более развитых и богатых сообществах происходит обратное: люди теряют солидарность и становятся более расслабленными и менее скоординированными из-за развития индивидуализма и разницы в достатке.

Далее происходит следующее: сплоченные группы многого достигают, но в процессе теряют солидарность и вместе с ней утрачивают силу. Затем появляются новые группы, не такие богатые, но зато допускающие для достижения своих целей более высокий уровень насилия, чем тот, который могут позволить себе развитые общества. Это объясняет, почему даже устоявшиеся, богатые страны уступают в конфликтах маленьким военизированным формированиям.

Многие историки с подозрением относятся к подобным теориям, но конкретно эта вполне объясняет, почему повстанцы зачастую оказываются гораздо более эффективными в борьбе с регулярной армией, чем можно было ожидать, и почему сильные страны оказываются такими непродуктивными в конфликтах с восставшими, считает Пиллаламарри.

Из всего этого, отмечает автор, можно извлечь еще один урок: даже самые сильные цивилизации когда-нибудь рухнут.

«Национальные государства нынче оказались в осаде вместе с идеей о том, что либеральная демократия непременно восторжествует, – пишет колумнист. – Восстания, этнический национализм и распад стран входят в порядок вещей во многих частях света, этот тренд мы видим в событиях на Украине, в сецессии Шотландии и в создании Исламского государства в сердце Среднего Востока».