Пропаганда     

Проповедник в твоем мобильнике

Чему лидеры гражданских движений могут поучиться у исламских пропагандистов
Скопируйте код в ваш блог. Форма будет выглядеть вот так:
 2 3 938 экспорт в блог
С точки зрения российских законов, творчество этого человека – «экстремистский материал». Его никогда не транслировали ни по радио, ни по телевидению. В его активе нет ни одной студийной записи. Но зато есть десять альбомов песен, известных любому молодому и горячему парню в Северо-Кавказском федеральном округе (за пределами он популярен чуть меньше). Фокус Тимура Муцураева заключается в том, что он сделался узнаваемым благодаря популярному каналу передачи контента от человека к человеку, в который мечтают попасть СМИ, – но пока пользователи их не берут.

Этот 34-летний певец когда-то давно, до первой чеченской, был чемпионом России по каратэ-до. Этот суровый человек научился играть на гитаре и пел песни своего сочинения, коими не баловались в грозненских дворах разве что абсолютные лентяи. Потом Муцураев воевал – не на стороне федеральных войск, а на противоположной – но не слишком долго. Лишившись ноги в одном из боев, воин выбыл из состава подразделений, управляемых Русланом Гелаевым, и опять стал писать песни. Сначала – про свои душевные переживания из-за любви, потом – про войну и религию. Кассеты с песнями про «Твою нежную походку» и «12 тысяч моджахедов» можно было найти и в вещмешке у российского солдата, и на рыночных развалах Чечни и соседних республик, и в каждой магнитоле машин региона.

После этого прошло всего три года и хиты Муцураева попали в почти каждый мобильный телефон СКФО. Цепочка распространения видеороликов тривиальна. Клип с YouTube попадает на развлекательные сайты. Если ролик понравился, пользователи закачивают себе на телефон. А дальше в дело вступает «теория шести рукопожатий» психолога Стэнли Милгрэма, согласно которой все люди знакомы друг с другом через 6 человек. Ведь в основном ролик передают при личной встрече с друзьями, а те, в свою очередь, своим знакомым, и далее – по цепочке.

Кстати, в Microsoft однажды испытывали теорию Милгрэма с помощью своего мессенджера IM и были шокированы тем, что это не фольклор. В рамках исследования был проведен анализ 30 млрд сообщений, посланных с помощью IM, и изучено более 180 млрд различных парных комбинаций пользователей. Как оказалось, среднее число степеней отчуждения составило 6,6, при том, что в 7 и меньше степеней укладываются 78% случаев. Так что существование народного телефонного медиа имеет под собой вполне научное объяснение.

Итак, сидит за бутылкой большая компания. Когда  исчерпаны стандартные темы разговоров (погода, бабы, машины), из карманов извлекаются мобильники. Здравствуйте, друзья, вот и я – ваш новый файл, который вы сейчас «скачаете себе по блютусу». Сначала «прикольные картинки» – некоторые из них сняты владельцем аппарата, с которым вы сейчас ведете обмен. Потом пойдут ролики типа «Диман (Колян, Петро, Мага – нужное подчеркнуть) зажигает на днюхе», «Мент попал под раздачу» или «Бугатти едет по встречке». Потом – немного home video с порнозвездами локального и не очень масштаба. А после настанет черед клипов или песен в mp3. Порядок не важен. Может быть, вы сразу начнете с музыки. Важно лишь то, что прямо в эту секунду вы присоединились к народному медиаканалу.

Каждый использует его по-своему, но никто не осваивает все пространство разом и целенаправленно – кроме упомянутого Северо-Кавказского федерального округа. Чем южнее вы живете, тем шире ваш мобильный медиабагаж. На юге почти в каждом сотовом телефоне, владелец которого относится к возрастной категории до 35 лет, среди папок с видеоприколами и музыкой существует отдельная директория «Ислам». Там аккуратно разложены не только суры из Корана, но и видеолекции на тему религии. Доступный язык, яркие образы, используемые рассказчиком, подкрепленные цитатами из аятов, – вот залог бешеной популярности подобных видео в среде кавказской молодежи.

Александр Тихомиров, более известный как Саид Бурятский, с 2002 года записывал аудиолекции на религиозные темы. Пять лет эти материалы были никому не интересны. Но стоило лишь прочитать некоторые из них перед камерой мобильного телефона, как через полгода Бурятского знали все поборники салафизма.

Мобильный телефон – недооцененный инструмент пропагандистской машины. Умы молодежи там захватывают те, кто играет на самых простых человеческих качествах, которые присущи данному возрасту – стремление к справедливости, сила и геройство. После того, как Бурятский примкнул к боевикам, количество роликов с его проповедями разрослось в геометрической прогрессии.

Ролик с фальшивой смертью Бурятского, появившийся на одном из экстремистских сайтов в августе 2009 года, разошелся по всем телефонам Северного Кавказа буквально за два часа. Все потому, что на этом сайте возле каждого видео предусмотрительно стоит ссылочка для скачивания ролика в форматах wmv и 3gp. Достаточно одного ноутбука и одного телефона. Все остальное сделают Bluetooth и человеческое любопытство. Тот же Тимур Муцураев, чья трехаккордовая баллада о любви «Милые зеленые глаза» известна меньше, чем «Иерусалим» из фильма «Война» режиссера Балабанова, раскрутился именно таким способом.
 
Согласно данным ГК «Связной», основными поставщиками мобильных телефонов в России по-прежнему остаются компании: Nokia, Samsung, LG и Sony Ericsson, совокупная доля которых составляет на рынке 88%. Интересные результаты демонстрируют компании Apple и HTC. По продажам мобильных телефонов, в штучном выражении доля Apple составляет около 1%, а показатели HTC – менее 1%.

Что это значит? То, что медиапоток тех, кого владельцы дорогих игрушек привыкли называть «быдлом», не совпадает с медиапотоком поклонников планшетников и телефонов с обгрызенным яблоком на задней панели. У считанных процентов пользователей на звонке хриплым голосом просит поднять трубку француженка ZAZ, а у остальной страны о приходе смски сообщает группа «Бутырка».

Именно эти 88% создали посредством своих мобильников такого певца, как Стас Михайлов. Если Андрей Разин раскрутил «Ласковый май» при помощи проводниц поездов дальнего следования, ставивших его по внутреннему радио, то заход Михайлова в масс-культуру был осуществлен более стремительно. Почему видео песни «Белая береза» в исполнении сочинского ресторанного певца есть у каждого второго солдата срочной службы на телефоне? Потому, что мама его любит и скинула сыну на удачу.

Кто именно первым в окружении певца догадался раскрутить его таким образом – неизвестно. Вначале это были видеоролики, а теперь почти каждый дальнобойщик держит в карте памяти своей мобилы все альбомы Стаса Михайлова. На всякий пожарный. Вдруг кому скинуть придется.    

А вот Алексей Навальный – хоть он и обращается ко всем гражданам сразу – если бы хотел бить целенаправленно в молодежную аудиторию, не писал бы в ЖЖ. Пацаны с улиц не знают, кто такой Навальный. В их телефонах нет его речей и прикольных роликов. Он не их герой. И пока он не станет для них таковым, проект «Навальный», как и любой другой, не попавший в истинно народный медиаканал, обречен на существование в кругу просвещенного среднего класса.
Следите за обновлениями Slon.ru в вашей социальной сети: ВКонтакте или Facebook.
 2 3 938 экспорт в блог
ТЕГИ:  Михайлов Стас Общественные настроения Росмолодежь Россия