Скриншот видеоролика time.com

Когда мы думаем о пиратах, мы, скорее всего, вспоминаем про Сомали и представляем себе молодых бандитов, грозно глядящих поверх своих «калашниковых»; или, может быть, вспоминаем фильм про Тома Хэнкса. То есть про капитана Филлипса. Но воды западной части Индийского океана далеко не самые страшные в мире: куда опаснее, согласно недавнему отчету ООН, моря Юго-Восточной Азии. Они же являются наиболее привлекательными для преступников с точки зрения наживы. Материал о пиратах восточных морей публикует TIME

«28 мая за два часа до заката 10 человек, вооруженные ружьями и мачете, взошли на борт танкера Orapin 4, который вез изрядное количество топлива из Сингапура в индонезийский порт Понтианак. Нападавшие заперли команду, отключили систему связи и затерли первую и последнюю буквы на корме судна, оставив ему название Rapi. <…> Через четыре дня после нападения Orapin 4 вернулся в свой домашний порт в Таиланде; 14 членов экипажа были целы, а пираты – а заодно топливо на сумму $1,9 млн – испарились. Это была шестая подобная атака за последние три месяца», – рассказывает корреспондент Адам МакКоули.

Источник: TIME

Вот несколько цифр и фактов

Малаккский и Сингапурский проливы стали глобальными мореходными хайвеями: каждый год через эти воды проходят 120 тысяч кораблей, а вместе с ними – треть морского торгового оборота планеты; примерно 70–80% топлива, импортируемого Китаем и Японией, везут через эти воды. Согласно исследованию 2010 года, пиратство к тому моменту причиняло мировой экономике ущерб на сумму от $7 млрд до $12 млрд ежегодно.

В Юго-Восточной Азии произошел 41% всех пиратских нападений с 1995 по 2013 год, а от рук пиратов погибли 136 моряков – это больше, чем в западной части Индийского океана, где находится Сомали (здесь случилось 28% атак), и вод вдоль западного побережья Африки (18%) вместе взятых.

В последние месяцы хорошо вооруженные организованные группы преступников сосредоточились на нефтяных танкерах, которые направляются из Малаккского пролива в Южно-Китайское море: здесь просторно, ресурсы правоохранителей ограничены, а прибыли, наоборот, необъятны.

Хотя 80% налетов совершается на суда, стоящие на якоре, с этой весны пираты предприняли ряд тщательно спланированных атак на движущиеся в море корабли; эксперты считают, что их будет больше: это новый тренд. Все чаще преступники атакуют нефтяные танкеры.

Изучая нападения, борцы с пиратами приходят к выводу, что порой преступников снабжают информацией из владеющих судами компаний или из их команд.

«Orapin 4 – один из 11 кораблей, принадлежащих бангкокской фирме Thai International Tankers. За последние 12 месяцев эта компания стала жертвой четырех пиратских налетов: сначала в августе 2013 года, потом два нападения подряд в октябре и, наконец, последнее, в мае 2014 года. Учитывая количество судов, проходящих через регион, шансы, что эти корабли подверглись атакам случайно, необыкновенно низки», – пишет TIME.

По мнению экспертов, то, что команда (вероятнее всего, капитан и главный инженер) оказывается в сговоре с пиратами, отчасти стало причиной перехода судовладельцев на краткосрочные контракты с персоналом. Если раньше, видя судно под российским флагом, вы могли быть уверены, что им владеет российская компания, а капитан и команда – русские, то теперь система изменилась, и корабль японской фирмы может идти под флагом Панамы и иметь капитана-индонезийца и команду из филиппинцев. Служба безопасности нанимателя проверяет капитана и моряков, но не всегда эффективно; последние же не испытывают никакой привязанности к очередному начальнику.

Пираты становятся активнее: если в 2009 году в регионе произошло 47 нападений, то в 2013-м их было 128, а в 2014-м – пока 47. 18 из них случились близ острова Батам, на котором находится база морской полиции и который расположен всего в 45 минутах от главной гавани Сингапура.

Пиратские боссы в индонезийских морях обладают огромным могуществом: они могут не только обеспечить своим людям лучшее питание и обращение за решеткой, но и договариваются о сокращении тюремных сроков. Вместо нескольких лет пираты обычно проводят в тюрьме три месяца.

Существует ли в Юго-Восточной Азии единый орган для борьбы с пиратами? Нет. Точнее, есть региональное Соглашение о сотрудничестве в борьбе с пиратством и вооруженными ограблениями кораблей (ReCAAP), в котором участвуют 20 государств, но в него не входят ни Малайзия, ни Индонезия, в чьих водах в этом году произошли 2 из 5 пиратских нападений в мире.