Перед заседанием парламента Словакии. Фото: Reuters

После двух десятилетий постсоветского очарования Западом и евроэнтузиазма чувство собственного достоинства возвращается к государствам Восточной Европы. Вот чешский президент Клаус задерживает весь Евросоюз, не желая подписывать Лиссабонский договор, потому что он не выгоден Чехии. Вот венгерский премьер Орбан вводит чрезвычайные налоги для западных банков и страховщиков, потому что надо помочь стране в кризис. И даже Румыния отказывается покупать голландские тюльпаны в отместку за то, что Нидерланды заблокировали ей давно обещанное присоединение к Шенгену.

Теперь правительство Словакии доказало, что Словакия – это не какая-то восточная колония ЕС, а отдельная страна. И она не станет слепо подписывать любую невыгодную ей ерунду только ради того, чтобы на нее не обиделись большие дяди в Брюсселе. Пускай словаки останутся одни и будут вроде как мешать всей остальной еврозоне – собственные национальные интересы для них важнее. Руководствуясь этими соображениями, словацкий парламент поздно вечером 11 октября провалил голосование по увеличению стабфонда Евросоюза. 

В стабфонд ЕС (ESFS) скидываются все страны еврозоны, чтобы союзные государства с долговыми проблемами могли брать оттуда льготные кредиты. Изначально фонд создавался размером в 440 млрд евро, но в этом году европейские лидеры побоялись, что этого может не хватить, и решили увеличить его до 780 млрд евро. Для увеличения, как обычно в ЕС, требовалось единогласное одобрение всех стран еврозоны. 

В 16 из 17 стран проблем с одобрением не возникло. Предпоследним, 10 октября, за увеличение единогласно проголосовал парламент Мальты. Все ждали только Словакию. Ждали уже не в первый раз, потому что обсуждение европейских механизмов финансовой стабилизации в начале 2010 г. у словаков совпало с избирательной кампанией в парламент. В результате, Брюссель договорился обо всем с лидером социалистов, премьером Фицо, а тот потом проиграл выборы, не успев ничего ратифицировать. 

Министры нового правого кабинета во главе с Иветой Радичовой заявили, что они обещали своим избирателям не тратить словацких денег на спасение Греции и прочих, поэтому ничего ратифицировать не будут. В Словакии – разделение властей. Мало ли что там премьер Фицо подписал, парламент не одобряет – и все. 

Удивительно, но это сработало. Словакия стала единственной страной еврозоны, которая не участвовала в сборе 110 млрд евро на спасение Греции (решение об этой программе помощи принималось еще до создания стабфонда ЕС). Лидеры Евросоюза решили, что проще будет замять словацкий отказ, а правительство Словакии сэкономило бюджету 816 млн евро (на тот момент 1,3% годового ВВП страны) благодаря тому, что просто не стало спешить с ратификацией. 

Правда, потом, чтобы уж совсем не портить отношения с Брюсселем, кабинету Радичовой пришлось согласиться на участие в создании стабфонда ЕС размером 440 млрд евро. Доля Словакии должна была составить 0,99% или 4,37 млрд евро, но словаков успокоили тем, что Грецию уже спасают без них, а большая часть стабфонда может вообще никогда не понадобиться. 

Успокоения оказались ложными. После Греции за помощью обратились Ирландия и Португалия, в очередь встали Испания и Италия. Словаки приготовились к тому, что попрощаться придется со всеми 4,37 млрд. Но выяснилось, что и этого мало. Европейское начальство потребовало от них одобрить увеличение стабфонда до 780 млрд евро и, соответственно, словацкой доли – до 7,73 млрд евро.

Словакия вступила в зону евро уже во время кризиса, 1 января 2009 г. До присоединения к монетарному союзу Эстонии, это была самая бедная страна еврозоны. Словацкие средние пенсии и зарплаты в несколько раз ниже греческих, не говоря уже об ирландских. Зато госдолг – всего 41% ВВП. А тут им предлагают каждому, включая стариков и младенцев, скинуться почти по полторы тысячи евро и увеличить госдолг на 30% для помощи нациям, которые живут гораздо богаче их. 

Вступившую в зону евро 1 января 2011 г. Эстонию такая постановка вопроса совсем не смутила. Страна, где расходы госбюджета на душу населения составляют всего 4500 евро против греческих 10 600 и ирландских 22 000, охотно согласилась помочь Западной Европе с помощью стабфонда. Эстонский парламент с легким сердцем сделал все, что от него требовалось. Взнос Эстонии в стабфонд ЕС составит 2 млрд евро, то есть 1556 евро с каждого гражданина, что означает трехкратный рост госдолга страны. Чего только не сделаешь ради того, чтобы эстонскому премьеру улыбнулись в брюссельском коридоре. 

В отличие от эстонцев, словаки решили, что за лишние 3,3 млрд евро они лучше сами себе поулыбаются. Либертарианская партия «Свобода и солидарность», входящая в правящую коалицию, заявила, что проект увеличения стабфонда ЕС в его нынешнем виде они не поддержат. Остальные три партии правящей коалиции сказали, что они, в принципе, не против увеличения, но «Свобода и солидарность» недовольна, поэтому голосование по стабфонду совместят с голосованием о доверии к правительству. Наконец, оппозиционные социалисты высказались за стабфонд, но оговорились, что поддержат его только после досрочных выборов, а не при этом антинародном правительстве. В результате, правительство получило вотум недоверия, а увеличение стабфонда осталось не ратифицированным. 

Теперь Словакию, скорее всего, ждут досрочные выборы. Сформировать новую правящую коалицию при нынешнем составе парламента вряд ли получится. А это значит, что ждать увеличения стабфонда ЕС придется еще как минимум 90 дней. И это – если к власти из оппозиции вернется друг Брюсселя социалист Фицо. А если опять победят правые, то эпопея с увеличением стабфонда может затянуться еще больше. 

С другой стороны, срочная необходимость этого расширения стабфонда сильно преувеличена. Греция еще не исчерпала тех 110 млрд евро, которые ей пообещали до стабфонда. На программы помощи Португалии и Ирландии из стабфонда потребуется всего 48,5 млрд, остальное даст МВФ и Еврокомиссия. Остается еще почти 400 млрд евро, которые пока никем не востребованы. А значит, у Брюсселя еще достаточно времени, чтобы осознать, что у государств Восточной Европы тоже есть свои национальные интересы, которые надо учитывать при принятии общеевропейских решений.