Фото: VYACHESLAV OSELEDKO / AFP

Средняя Азия остается одним из немногих регионов мира, на который Россия пока еще оказывает значительное влияние. Тем не менее, Россия слишком слаба, чтобы выбирать, с какой страной сотрудничать, и вынуждена опираться на наиболее демократическую, но от этого нестабильную Киргизию. В то же время США сотрудничает с авторитарным, но влиятельным и стабильным Узбекистаном. В результате подтверждается знаменитая формула греческого историка Фукидида о том, что «сильный делает то, что может, а слабый уступает». Киргизия – единственная парламентская демократия в регионе. На выборах 2010 года ни одна из пяти партий, преодолевших 5%-ный порог, не получила более четверти мандатов в местном парламенте, Жогорку Кенеше. Помимо этого, по новой конституции, ни одна политическая партия не может получить больше 65 мест из 120, вне зависимости от числа поданных за партию голосов. Такая конфигурация сделала политическую систему страны более открытой, но в то же время менее стабильной. Поэтому неудивительно, что 24 августа правительство Киргизии было вынуждено подать в отставку в связи с распадом правящей коалиции. Уходящее правительство не продержалось и восьми месяцев. 5 сентября Жогорку Кенеш одобрил состав нового правительства, возглавляемого Жанторо Сатыбалдиевым. Новый премьер выступает в качестве кризисного менеджера – одной из главных его задач будет обеспечить выживания страны зимой. Учитывая дефицит бюджета и рост цен на продовольствие, протянуть зиму Киргизии будет нелегко. Таким образом, уже через несколько месяцев новое правительство окажется под огнем критики. Демократия делает Киргизию привлекательной для Европы, которая ставит ее в пример, но в то же время служит одной из причин нестабильности режима. За последние восемь лет страна пережила две ожесточенные революции. Учитывая немногочисленность и раздробленность местных элит, широкая коалиция, поддерживающая правящий режим, может быстро перейти в оппозицию. Так случилось в 2005 году, когда Аскар Акаев был вынужден бежать из страны под натиском выходцев из южных областей, находящихся под влиянием Узбекистана. В 2010 году, распределив представителей Ошской и Баткенских областей на ключевых государственных постах, президент Курманбек Бакиев повторил судьбу своего предшественника (последняя революция была во многом поддержана и даже инициирована Москвой). Сегодня таксисты и продавцы на базарах Бишкека уверенно заявляют, что в ближайшие месяцы опять случится нечто подобное. В какой-то мере революции служат киргизам поводом для гордости – как подтверждение того, что в отличие от своих ближних и дальних соседей (включая Россию), они обладают решительным нравом и в случае неудовлетворенности правящим режимом могут за месяц смести его и заменить на новый. К сожалению, смена власти пока не привела к улучшению экономического положения страны, которая вместе с Таджикистаном так и остается беднейшей в регионе. Одной из причин отставки правительства послужил спад ВВП на 5–7% с начала года, вызванный забастовками и природными катаклизмами на месторождении Кумтор. Россия всячески пытается конкурировать с Китаем и США, инвестируя в Киргизию значительные деньги. На последней встрече Игоря Шувалова с Президентом Алмазбеком Атамбаевым стороны договорились, что все документы о строительстве ГЭС «Камбарата-1» и Верхненарынского каскада будут подписаны до 15 сентября. Тем не менее, в связи с недавней отставкой правительства подписание этих документов отложено на неопределенный срок. С экономической точки зрения, все эти инвестиции довольно рискованны. Тем не менее, Москва стремится прочно закрепиться в качестве главного политического партнера демократической Киргизии. Размещение Объединенной военной базы РФ, соглашение о котором должно быть подписано в ноябре, должно подтвердить этот статус. Пока же Киргизия остается единственным государством, на территории которого размещены как российские, так и американские военные базы. В отличие от РФ, США предпочитает опираться на Узбекистан, управляемый жестким авторитарным режимом Ислама Каримова. В июне США и НАТО договорились с Узбекистаном о размещении Центра оперативного реагирования, который должен обеспечивать безопасность в регионе после ухода НАТО из Афганистана. Взамен Ташкент получит вывозимое оттуда оружие. Поэтому неудивительно, что Каримов принял решение покинуть ОДКБ и увеличить давление на российский бизнес. В июле Узбекистан приостановил действие лицензии МТС. В результате возникла парадоксальная ситуация: Россия поддерживает и опирается на самую демократическую страну в Средней Азии, а США и их союзники возлагают надежды на авторитарный, но стабильный режим Каримова. Чья стратегия окажется менее рискованной? Очевидно, что Россия вынуждена опираться на Киргизию просто потому, что у нее нет выбора. Таджикистан все менее стабилен и не может контролировать многие свои территории, например Горный Бадахшан. Помимо этого, чувствуя слабость Москвы, Таджикистан требует повысить плату за размещение военной базы РФ до $250 млн в год. Обладая большими ресурсами и влиянием, США могут позволить себе вкладывать больше инвестиций в этот регион, выбирая самых сильных и выгодных партнеров. Для инвестиций важна стабильность, которая позволяет формировать долгосрочные отношения. России же, с ее евразийской идеологией, нужно иметь прочных союзников в Средней Азии. Пока же, в отсутствие внятной стратегии и достаточных ресурсов, Россия остается зависимой как от внутренних противоречий, так и от поведения более влиятельных государств в регионе.