Помещение редакции журнала Charlie Hebdo после нападения. Фото: REUTERS/Benoit Tessier

В Европе снова взрывают за карикатуры на Мохаммеда. На это раз во Франции. Сатирический журнал Charlie Hebdo решил прокомментировать успехи исламистов в Тунисе и Ливии рисунками с участием пророка – Мохаммед на обложке номера, временно переименованного в Charia Hebdo (Еженедельник шариата), должен был говорить: «Тому, кто не умрет со смеху, – сто ударов плетью», – поплатился за это сгоревшей редакцией. Неизвестные бросили в окно офиса журнала коктейль Молотова в ночь на 2 ноября. Никто из сотрудников не пострадал, но следующей номер выйдет теперь очень нескоро. Помимо сгоревшей редакции, сотрудников издания и особенно художников теперь могут ждать и другие неприятные сюрпризы. Свобода самовыражения может стоить им если не жизни, то по крайней мере многих других свобод, как это произошло с их шведским коллегой Ларсом Вилксом, который 4 года назад тоже нарисовал Мохаммеда – в виде скульптуры собаки в центре круговой дорожной развязки. В Швеции такие скульптуры встречаются в разных местах. В середине нулевых они стали очень популярны среди местных ваятелей, которые таким образом выражали протест либо против неудачных – с их точки зрения – работ коллег, либо против строительства самих развязок. Но никому до Вилкса не приходило в голову использовать этот образ для центральной фигуры ислама, в мире которого само слово «собака», примененное к человеку, воспринимается как глубокое оскорбление. После публикации карикатуры жизнь Вилкса резко изменилась и стала по-настоящему опасной. Пошли угрозы, в том числе от «Аль-Каиды», которая оценила голову художника в $150 000, а за редактора напечатавшей рисунок местной газеты пообещала $50 000. За использование острого ножа при убийстве – особый бонус. Начались попытки покушений. Какие-то полиция успевала предотвратить на корню, какие-то достигали известной степени реализации. Особенно попытки поджога дома Вилкса. В ответ Вилкс заявлял, что никого не боится, и показывал стоявший у кровати топор, обещая пустить его в ход, если кто-то попытается до него добраться. Так продолжалось до конца прошлого года, когда за неделю до Рождества на центральной улице Стокгольма произошел первый теракт в истории тихой и спокойной Скандинавии. К счастью, жертв не было, если не считать самого террориста, погибшего, видимо, из-за неумелого обращения с взрывным механизмом. Однако после этого случая к Вилксу приставили круглосуточную охрану. Терперь при входе на приусадебный участок художника дежурит полицейский, проверяющий личность каждого посетителя. На заднем дворе – вагончик, в котором несут круглосуточную службу специально отряженные для этого стражи порядка. Если Вилксу нужно куда-нибудь отправиться, его подвозит «Сэпо» – полиция безопасности, которая обеспечивает сопровождение и на всем протяжении «вылазки». В мае прошлого года Вилкс выступал на философском факультете Упсальского университета с лекцией о насилии, жестокости, несправедливости и границах дозволенного в искусстве. Послушать его пришли и выходцы из арабских стран. Что-то в выступлении лектора им показалось оскорбительным, и несколько человек попытались атаковать его. На самых подступах к художнику их перехватили полицейские. В октябре того же года художник снова приехал в Упсалу, чтобы выступить с повторной лекцией на ту же тему. На этот раз все прошло тихо: порядок в зале и за его пределами, равно как и безопасность лектора, обеспечивали 130 полицейских. Все желающие послушать Вилкса прошли процедуру досмотра, как в аэропорту. Трудно сказать, какую часть аудитории составляли стражи порядка в форме и в штатском, а какую – простые слушатели, но пропорции явно отличались от обычных. В целом организация лекции Вилкса обошлась шведским налогоплательщикам в 800 000 крон ($120 000), что превысило бюджет охраны Папы Римского, когда тот приезжал в Швецию с визитом 20 лет назад. Это только несколько эпизодов из жизни Вилкса. Если во время упсальских лекций у него еще не было круглосуточной охраны, то теперь она у него есть. Во что это выливается госбюджету, никто точно не знает, разве что сами полицейские. Но с учетом уровня зарплат в Швеции, надо думать, сумма более чем приличная. На охрану Вилкса денег не жалеют, потому что здесь речь идет не о частном случае гражданина, которому угрожают преступники, а о защите основы основ надежного функционирования демократических механизмов – конституционной свободы слова и печати. На самом деле, в Швеции немало тех, кто считают Вилкса безответственным провокатором, на ровном месте создавшим большую и неприятную проблему. Провокационность своих действий не отрицает и сам Вилкс: да, он сделал этот рисунок намеренно, чтобы выяснить, как далеко простирается свобода слова в Швеции. Оказалось, что очень далеко. Даже если шведские власти и сочли выходку Вилкса безответственным идиотизмом, то публично этого не высказали. Наоборот, стали охранять за государственный счет. Ведь еще в 1766 г. шведский парламент продавил тогдашнего монарха на указ о свободе печати, который до сих пор обеспечивает королевству реноме одной из самых свободных стран мира. Недаром Джулиан Ассанж сначала приехал именно в Швецию, чтобы под сенью упомянутого указа обеспечить своему «Викиликсу» безопасное существование. Вилкс ведь сказал, что главной целью карикатуры было не оскорбление мусульман, а нечто иное. Значит, речь идет о частном мнении, право на высказывание которого – нравится оно кому-то или нет – гарантировано шведским законом. Людей, политкорректней шведов, в мире еще поискать. За этим здесь следят очень зорко, и ежели чего, мало не покажется. Особенно, если кого-то задели по национальному признаку или сексуальной ориентации. Все это прописано в законе. Равно как и запрет на распространение расовой ненависти и национальной нетерпимости. Но вот в вопросах религии закон куда менее конкретен. Человек может быть как верующим, так и неверующим: неверие – тоже форма веры. Если за прилюдное оскорбление личности можно подать в суд, то высказывания на религиозные темы, в т.ч. о религиозных символах, трактуются обычно как частное мнение, право на выражение которого... и прочая и прочая... Но все эти свободы не отменяют того, что прежде чем что-то сказать или сделать, бывает нелишне хорошо подумать. Вилкс говорит об опасности самоцензуры, которая губительна для свободы слова и печати. Здесь он не одинок и, по большому счету, прав. Другое дело – доведение идеи с «лакмусовыми бумажками» до абсурда. Ведь полная свобода предполагает, простите за трюизм, известную степень ответственности. Противопожарную безопасность на нефтеперегонном заводе можно проверить с помощью тщательного осмотра и приборов, а можно просто взять горящий факел и заглянуть с ним в каждый уголок: вспыхнет – не вспыхнет. Все зависит от ума проверяющего. А еще есть элементарная вежливость и чувство такта, никоим образом не означающие самоцензуру.