Фото: GARDEL Bertrand / hemis.fr/AFP

В Иерусалиме у израильской манекенщицы Сэнди Барс, красующейся на рекламных щитах популярной марки одежды, вдруг пропала голова. В других городах девушка была изображена целиком, но для иерусалимской версии оставили только торс, руку и сумочку. Руководители компании объяснили, что это мера вынужденная, необходимая, «чтобы не злить ортодоксов», и принятая под давлением иерусалимского муниципалитета. 

В мэрии Иерусалима давление отрицают. А неофициальные источники в компании сообщили, что голова исчезла просто потому, что руководству сети надоело бороться с разбитыми рекламными щитами, порванными постерами и евреями-ультраортодоксами, возмущенными непристойными изображениями женских голов. Вдогонку отрезанным головам посыпались истории о создании разделительных барьеров в районах, населенных ультраортодоксами, о сектах, где женщины носят полную чадру, как мусульманки, и о драках в автобусах, где ортодоксы требуют, чтобы женщины ездили только в самом конце салона.

Параллельно с историей об отрезанных головах в Израиле разворачивается скандал с радиостанцией «Коль бе-Рама», которая оказалась «men-only». Не в смысле того, что только для гомосексуалистов, а только для ультраортодоксальных мужчин, которые на этой станции ведут все программы, в том числе и передачу для домохозяек «Жену прилежную кто найдет». Они же сами и отвечают на все вопросы, потому что интервью с женщинами-слушательницами или женщинами-экспертами строго запрещены

«Наша целевая аудитория не хочет слушать женские голоса, это противоречит общепринятым нормам в этой общине», – так обьясняет представитель ультраортодоксальной радиостанции полное отсутствие женщин среди ведущих, репортеров, а также гостей студии. Радио, которое отказывается брать интервью у женщин, легко представить в Афганистане, Саудовской Аравии или Иране, но «Коль бе-Рама» вещает из израильского города Бней-Брак

В этот город, а также в отдельные кварталы Иерусалима, опасается заходить израильская полиция. Там живут по строгим религиозным законам, которые, как оказалось, со временем становятся только строже. И радио без женщин идеально соответствует обществу, которое пытается полностью отделить женщин от мужчин в магазинах, транспорте и на улицах, где не признают израильское законодательство, и где не считается зазорным разгромить витрину, потому что на рекламе изображена женщина в нескромной одежде. 

В грешном Тель-Авиве можно запросто купить некошерные свиные деликатесы и проехаться на маршрутке в субботу, поэтому новости об отрезанных головах и раздельном проезде в общественном транспорте воспринимаются здесь как сообщения с другой планеты. А светские жители Иерусалима возмущаются, протестуют, но потом сдаются и переезжают в другие, менее набожные города. 

Если все пойдет так и дальше, то скоро в израильской столице останется всего две группы населения: еврейские ультраортодоксы и арабы, живущие в восточной части города. И еще Кнессет. А вслед за Иерусалимом радикализироваться могут и другие города Израиля, потому что влияние ультраортодоксов в стране постоянно увеличивается. Они составляют 10% от общего населения Израиля, но среди учеников первых классов – их уже целых 25%. Демографический фактор явно на стороне тех людей, которые не верят в контрацепцию и считают нормой 7–12 детей в семье. 

Кроме того, главы ультраортодоксальных общин накопили огромный опыт как в умении выбить себе кусочек госбюджета, так и в борьбе с тлетворным влиянием Запада. Одетые по последней польской моде семнадцатого века, иудейские лидеры очень хорошо чувствуют слабость демократического государства, которое, с одной стороны, должно следить за соблюдением законов, а с другой – защищать права меньшинств, свободу слова, свободу вероисповедания и тому подобное. Вот и получается, что немаленькая часть населения Израиля не служит в армии, не учит в школе математику и английский язык, и даже не признает существование государства Израиль, зато имеет собственную полицию нравов, радиостанции без женщин и раздельные «скромные» тротуары.

Пока государство бездействует, не зная, с какой стороны подойти к этому огромному слону, который поселился в посудной лавке, светская часть еврейского Иерусалима пытается бороться за свою свободу. На днях группа студентов театральной школы «Театрон Хазути» обклеили весь город плакатами, на которых были изображены выдающиеся женщины из еврейской истории. Голда Меир, поэтессы Хана Сенеш и Леа Гольдберг, пророчица Девора – все без голов.