Фото: Unsplash.com

Фото: Unsplash.com

Пересказ книги «Машина хайпа» (The Hype Machine: How Social Media Disrupts Our Elections, Our Economy, and Our Health — and How We Must Adapt) директора Инициативы Массачусетского технологического института (MIT) по цифровой экономике и главы Лаборатории социальной аналитики MIT Синана Арала.

Контекст

Социальные сети влились в нашу жизнь не только в качестве набора удобных в коммуникации инструментов. Сегодня они становятся все более важными политико-экономическими факторами развития общества. Через соцсети (возможно) происходят манипуляции выборами, через них же мы получаем огромное количество информации о происходящем вокруг — часть которой, особенно легко распространяющаяся, — ложная и вредит общественному благосостоянию. Несмотря на то что каждая соцсеть по-своему уникальна — будь то на уровне дизайна, функционала или региона использования, — их влияние переплетается; нам следует говорить о влиянии на нас всей их системы.

Именно поэтому Синан Арал, исследователь цифровой экономики и предприниматель, использует понятие «машина хайпа», подразумевая под ним всю экосистему коммуникаций в реальном времени, создаваемую и поддерживаемую соцсетями. В своей книге он старается выделить ключевые характеристики этой машины и ее влияния на каждого из нас.

Одно из основных посланий книги — это то, что невозможно относиться к этой машине как к благословению или проклятию. Ежесекундно в ней содержится потенциал как для освободительного, так и для антидемократического или разрушающего личность действия. Таким образом, внешний контроль над машиной хайпа (который все больше обсуждается на разных уровнях в связи с ролью соцсетей в распространении фейк-ньюс и другими инфоповодами) должен учитывать эту амбивалентность потенциала машины.