Александр Невзоров (внесен в реестр иноагентов)

Александр Невзоров (внесен в реестр иноагентов)

youtube.com/@NevzorovTV

Градус репрессивного давления на общество у нас привыкли сравнивать с 1937 годом, принятым за своего рода «эталон». Уже тридцать седьмой или еще нет? — задаются вопросом аналитики и эксперты. И каждый раз находят отличия, позволяющие заявить, что пока не тридцать седьмой. Мне это сравнение кажется ненужным и неуместным. Невозможно повторить в точности прошлое на новом витке истории, да и бессмысленно это делать. Мы живем в других реалиях, и сейчас, в 2023 году, на фоне современных представлений о защите прав человека, репрессии в России выглядят еще ужаснее и гаже, чем в 30-х годах прошлого века.

Журнал «Власть» много внимания уделяет этой теме, мы не раз рассказывали читателям о новых репрессивных законах, в спешном порядке принимаемых в России, о преследовании людей по политическим мотивам, о личных судьбах тех, кто попал в эти жернова. Не можем мы пройти мимо и нового «модного тренда» правоохранительной (а точнее, правохоронительной) российской системы — вынесения заочных приговоров по уголовным делам. Сейчас, когда из-за объявления СВО и последовавших за этим репрессий множество людей отправились из России в эмиграцию, система пытается дотянуться и до уехавших, вынося им заочные приговоры с огромными сроками. Зачем это делается, какой в этом смысл? Попытаемся в этом разобраться.

Закон как инструмент для репрессий

Подробно о том, как в марте 2022 года был в экстренном порядке принят пакет законов, фактически вводящих в России строжайшую военную цензуру, «Власть» рассказывала в статье «Цензура, которой нет: свобода слова и спецоперация». В этот пакет вошли три новые статьи Уголовного кодекса и одна Административного:

1. Статья 207.3 УК РФ «Публичное распространение заведомо ложной информации об использовании Вооруженных Сил Российской Федерации, исполнении государственными органами Российской Федерации своих полномочий, оказании добровольческими формированиями, организациями или лицами содействия в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации» с наказанием до 15 лет лишения свободы.

2. Статья 280.3 УК РФ «Публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности, исполнения государственными органами Российской Федерации своих полномочий, оказания добровольческими формированиями, организациями или лицами содействия в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской» с наказанием до 5 лет лишения свободы.

3. Статья 284.2 УК РФ «Призывы к введению мер ограничительного характера в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц» с наказанием до 3 лет лишения свободы со штрафом до 200 тысяч рублей.

4. Статья 20.3.3 КоАП РФ «Публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности или исполнения государственными органами Российской Федерации своих полномочий в указанных целях, оказания добровольческими формированиями, организациями или лицами содействия в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации». Если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, они влекут наложение административного штрафа до 1 миллиона рублей.

Чем отличается «ложная информация» от «дискредитации», пояснил «Власти» глава внесенной в реестр НКО-иноагентов «Агоры» Павел Чиков: «Если грубо сказать, то ответственность за «дискредитацию» — это ответственность за мнение. То, что в нормальном демократическом обществе вообще не может влечь за собой никакой ответственности. <…> Уголовная ответственность за «фейки» — это ответственность за утверждение факта. <…> Если Министерство обороны сказало, что российская армия не бомбила роддом в Мариуполе, то любой человек, который публично утверждает, что это было не так, рискует уголовной ответственностью».

Заочно осужденные мыслепреступники

Едва вступив в силу, пакет законов о фейках и дискредитации Вооруженных сил РФ стал необычайно популярным у правоохранителей. Уже 3 мая 2022 года председатель Следственного комитета Александр Бастрыкин отчитался о возбуждении 35 уголовных дел по ст. 207.3 УК РФ. Большинство фигурантов этих дел уехали из России, поэтому их арестовали заочно и объявили в международный розыск. А уже в январе следующего 2023 года по этим статьям начали выносить заочные приговоры.

27 января 2023 года в Басманном суде Москвы был вынесен первый заочный приговор по статье 207.3 УК РФ. Майора полиции в отставке Олега Кашинцева признали виновным в распространении «фейков» про российских военных по мотиву ненависти из-за двух постов в соцсетях. За это «преступление» суд приговорил отставного полицейского к 8 годам лишения свободы. Заочно. В декабре 2022 года СМИ сообщали, что «Интерпол» отказался выполнять запрос об экстрадиции Кашинцева и еще нескольких заочно арестованных фигурантов дел по статье о «фейках» в Россию, потому что считает преследование по этой статье УК РФ политически мотивированным.

Следующим заочно приговоренным за публикацию в соцсетях стал журналист Александр Невзоров (внесен в реестр иноагентов). По версии следствия, которую пересказал в суде прокурор, журналист опубликовал в своих социальных сетях «заведомо ложную информацию» об умышленном обстреле роддома в Мариуполе российской армией: «Публикации [Невзорова] сопровождались недостоверными фотографиями пострадавших от обстрела мирных граждан. Источниками распространения этих изображений являются украинские СМИ. Министерством обороны Российской Федерации официально объявлено о ложности указанных сведений». Адвокаты Невзорова*, участвовавшие в процессе, просили суд вынести оправдательный приговор, указывая, что журналист использовал информацию, взятую из открытых источников. Но суд вынес обвинительный приговор: 8 лет колонии, а также запретил администрировать интернет-ресурсы в течение четырех лет после отбытия срока наказания. Отбывать наказание Невзоров*, с июня 2022 года являющийся гражданином Украины, естественно, не собирается.

Почти одновременно с Невзоровым была заочно осуждена по той же статье «о фейках» Вероника Белоцерковская (внесена в реестр иноагентов), ранее известная в основном как светская дама, издатель и кулинарный блогер. По данным СКР, с марта по апрель 2022 года она размещала в социальных сетях публикации, в которых содержалась «заведомо ложная информация» о бомбардировке российскими военнослужащими родильного дома в Мариуполе и об убийстве мирных жителей в Буче. Белоцерковскую* объявили в розыск, ее имущество в России арестовали. 6 февраля 2023 года все тот же Басманный суд Москвы вынес ей заочный приговор — 9 лет лишения свободы. Видимо, тот факт, что Вероника Белоцерковская* женщина, суд счет отягчающим обстоятельством. «А чего это мне больше всех? У меня же коты! Где смягчающее? Негодую», — прокомментировала живущая на Лазурном берегу Вероника* свой приговор.