Глава Дагестана Рамазан Абдулатипов был одним из посредников при переговорах России и Турции о нормализации отношений. Об этом РБК сообщил сам Абдулатипов.
В начале августа пресс-секретарь турецкого президента Ибрагим Калин рассказал газете Hurriyet, что переговоры начались при посредничестве турецкого бизнесмена с бизнесом в Дагестане Джавида Чаглара, который знаком с Абдулатиповым.
В разговоре с РБК глава республики заявил, что встречался с Чагларом, которого знает четыре года, не меньше четырех раз, а «сеансов связи» между ними было не менее ста.
Со стороны Анкары в переговорах участвовал глава Генштаба Турции Хулуси Акар, со стороны Москвы кроме Абдулатипова – помощник президента Юрий Ушаков, сказал глава Дагестана. Калим в беседе с Hurriyet называл этих же посредников.
Кто был инициатором переговоров, Абдулатипов не сказал, уточнив, что Россия подошла к ним «без особого энтузиазма».
«Надо было преодолеть психологический барьер: у Владимира Владимировича были дружеские отношения с Эрдоганом, а, как известно, мирить двух друзей намного сложнее, чем людей, чужих друг другу», – сказал глава Дагестана.
По его словам, до начала переговоров Москва «задала их параметры»: Турция должна была выразить сожаление из-за случившегося, принести извинения семье погибшего летчика и «лидеру страны», а также выплатить компенсацию. Переговоры начались в марте после того, как Анкара приняла эти условия, уточнил Абдулатипов.
Путин получил письмо от Эрдогана с извинениями за сбитый осенью 2015 года российский бомбардировщик 27 июня 2016 года. После этого стороны начали договариваться о восстановлении отношений.
Позднее Анкара опровергла информацию, что Эрдоган извинился перед Путиным за инцидент с самолетом. В администрации президента Турции указали, что Эрдоган «сожалеет», а не «извиняется».
Российские санкции в отношении Турции действуют с января 2016 года. После того, как турецкие ВВС осенью прошлого года сбили российский самолет, Москва запретила чартерные перелеты в Турцию, а также продажу туристических поездок в эту страну.
Кроме того, были установлены продуктовое эмбарго и ограничения для турецких компаний, в том числе строительных, работающих в России. Летом 2016 года постепенно были отменены санкции, касающиеся туризма. Продуктовое эмбарго и другие меры пока действуют.