Средний размер скидки по контрактам РЖД составляет 1,8%, это худший показатель среди российских госкомпаний, выяснила аудиторская Deloitte. Об этом пишут «Ведомости».
Аудиторы проанализировали возможную оптимизацию расходов РЖД по заказу Минэкономразвития.
На закупках с января по сентябрь 2016 года монополия сэкономила 8 млрд рублей (3,9%), за тот же период годом ранее – 3,9 млрд (1,7%). Говоря о госзакупках, аудиторы отмечают, что их низкая эффективность может быть следствием «потенциальных сделок с заинтересованностью».
«Нерыночный характер отношений между заказчиками в РЖД и претендентами на госзаказ прослеживается как на стадии подготовки конкурсной документации, так и на этапе конкурсного отбора», – цитируют «Ведомости» исследование Deloitte.
К примеру, конкурс на 54 млрд рублей по строительству 40 объектов для БАМа и Транссиба проводился три недели. Как указывают аудиторы, «невозможно представить, как независимый участник мог успеть оценить стоимость работ по этому контракту без доступа к проектной документации, которая по большинству проектов до сих пор не готова».
В целом, по подсчетам аудиторов, РЖД в 2016 году могли бы сэкономить 95–130 млрд рублей. Так, 25–60 млрд компания может сэкономить, сократив на 4% управленческий персонал, который, по мнению Deloitte, в РЖД раздут, его доля достигает 35%. Для сравнения, в 2003 году доля управленцев составляла 26,5%.
Еще 35 млрд рублей можно было бы сохранить, проведя ревизию таких масштабных проектов как ВСМ Казань – Москва, модернизация БАМа и Транссиба, а также развитие инфраструктуры у портов Азово-Черноморского бассейна.
В октябре РЖД сообщали, что урежут собственное финансирование Транссиба и БАМа из-за недостатка бюджетных вложений в проекты. Кроме того, в госкомпании ранее говорили о сэкономленных за 2016 года 100 млрд рублей.
Вместе с тем, монополия осенью 2016 года просила государство финансировать ремонт путей. Ранее Счетная палата РФ рассказала об избыточных финансовых вливаниях в РЖД со стороны государства.