«Когда вы знаете местоположение людей, чем они заняты, куда они собираются и что они там будут делать, но вы по-прежнему не зарабатываете на этой информации денег, – значит, вы долбаный идиот», – говорил минувшей весной на модной технологической конференции SXSW известный технологический предприниматель и блогер Энил Дэш. Основатель Foursquare Деннис Кроули «этой информацией» владел – и не зарабатывал. Делает ли это его долбаным идиотом? Кто знает. Но ситуация для Foursquare, чье превращение во взрослую компанию явно затянулась, кажется, начинает меняться к лучшему.

Журнал Fast Company со ссылкой на инвесторов геолокационного сервиса пишет, что выручка Foursquare в этом году может составить около $20 млн. Не очень много для одного из самых громких стартапов Кремниевой долины с почти пятилетней историей. Но достаточно много для компании, заработавшей в прошлом году жалкие $2 млн, чьи вложившие более $100 млн инвесторы постепенно начали мириться с мыслью, что могут больше никогда не увидеть своих денег.

Минувшей весной Foursquare решил окончательно сместить акцент с чекинов и виртуальных бейджиков и сосредоточиться на рекомендациях магазинов, классных баров и прочих заведений – гигантские массивы информации о которых были собраны в первые годы существования сервиса. Все это открывает широкие просторы для локальной таргетированной рекламы. Недавно Gawker опубликовал внутренние документы Foursquare, проливающие свет на услуги, которые сервис предполагает оказывать рекламодателям. Зачекинились в ночном клубе? Посмотрите рекламу дорогой водки.

Одновременно данные компании начали использоваться тысячами сторонних сервисов – от Path до Vine. Если Facebook удалось стать социальной прослойкой всего интернета, то мечта Foursquare – стать геолокационной прослойкой всего мира. Сделали фотографию колеса обозрения в Instagram и хотите затегить парк аттракционов? Обратите внимание на маленькую надпись – «Powered by Foursquare».

В апреле Foursquare был вынужден привлечь $41 млн долговых инвестиций, после того как компания не сошлась с инвесторами в оценке своего бизнеса. Многим начало казаться, что единственным выходом для сервиса станет поглощение каким-нибудь гигантом вроде Google. Но Деннису Кроули удалось начать конвертировать миллиарды чекинов в доходы, и, кажется, он выиграл себе еще немного времени.