На этой неделе пройдет ряд мероприятий в рамках Дней интеллектуальной собственности в Москве. Тема пиратства до сих пор остается острейшей в России, но есть люди, считающие что защита интеллектуальной собственности – решаемая задача. Среди них гендиректор «Амедиа» и известный борец с пиратами Александр Акопов. О том, как можно защитить права собственности, – он пишет в этой колонке. (В ответной колонке лидер «Пиратской партии России» Павел Рассудов защищает своих коллег.)

Все, что нас окружает (кроме творений самой природы), содержит в себе долю интеллектуального труда, и с совершенствованием технологий эта доля постоянно увеличивается. У любого изделия, программы, конструкции, технологии, песни, фильма, книги, компьютерной игры есть авторы, вложившие в продукт свои знания и опыт, иногда – талант, иногда – просто личное время и усилия. Забирать результаты чужого труда без разрешения – преступление. Эти аксиомы никогда не вызывают возражений на абстрактном уровне. Все согласны, что красть нехорошо, особенно, если украсть собираются у нас. Но скачать бесплатно фильм… Можно?

Парадокс сегодняшней жизни в том, что многие из нас, когда есть возможность, легко пользуются результатами чужих трудов, но в других ситуациях сами часто оказываются в роли человека, плодами работы которого кто-то воспользовался без разрешения. Журналисты, практикующие «копипасту», сами оказываются ее жертвами, когда у них появляется оригинальный материал и его незаконно воспроизводят. Программисты, рутинно скачивающие фильмы и музыку как потребители, обнаруживают, что за их собственный труд они получают меньше, чем могли бы,

– потому, что пользователи привыкли к «бесплатным» сервисам и программам. Связисты вкладывают миллиардные инвестиции в инфраструктуру связи, а мы хотим, чтобы килотонны информации грузились в наш гаджет мгновенно и за копейки. Стартапы лопаются не из-за отсутствия спроса, а из-за того, что рядом тут же возникает такой же «стартап», с такой же технологией и на ту же аудиторию рассчитанный.

Как страна мы совсем не против того, чтобы на наших рынках продавались «точные копии» платьев или обуви лучших французских или итальянских марок, но нас справедливо возмущает, когда китайцы безнаказанно копируют наши истребители и ракеты. Результат стремления к всеобщей бесплатности или мнимой дешевизне – деньги из экономики просто вымываются, уничтожается «общее богатство», все живут хуже, чем могли бы. Это прямая дорога даже не к коммунизму, а первобытно-общинной экономике, которая имеет шумную политическую поддержку в лице «пиратских» партий и организаций. Чем в большей степени лично ваша работа связана со знаниями, тем в большей опасности лично вы. В общем, пиратство – преступление не только перед конкретным правообладателем, но и перед всем обществом. Если, конечно, не считать проповедуемый пиратами первобытно-общинный строй светлым будущим человечества.

Истребитель нужно еще суметь скопировать, а вот скопировать фильм не представляет никакого труда. Поэтому победа над пиратами именно в нашей отрасли существенно облегчит борьбу с ними в других областях. К сожалению, многие считают, что с пиратством собираются бороться только полицейскими репрессиями, которые, конечно же, невозможно осуществить по отношению к тысячам пиратов и миллионам их несознательных пособников. На этом основании делается вывод, что пиратство победить невозможно. Но вывод нужно делать принципиально противоположный – побеждать пиратство нужно прежде всего экономическими и технологическими методами. Вот одна из гипотез, как это должно произойти.

Аудиовизуальное пиратство начинает затрагивать интересы смежных высокотехнологичных отраслей, не менее серьезных, чем кино или телевидение. Союзником аудиовизуальной индустрии может оказаться телекоммуникационная отрасль, выступавшая в последнее десятилетие невольным союзником пиратов. Все последние годы эта отрасль занималась активным созданием все более быстрых каналов связи для индивидуальных потребителей – это и сотовая связь, и широкополосный интернет дома. Но в ближайшие несколько лет с внедрением технологии 4G отрасль связи достигнет естественных пределов роста, во-первых, по охвату населения, во-вторых – по скоростям и объемам информации, которые необходимо передавать конечному потребителю. Во всех развитых странах сотовых телефонов (и, соответственно, линий связи) уже в полтора, а то и в два раза – как в России – больше, чем людей. Широкополосным доступом полностью охвачены территории Соединенных Штатов, Великобритании и многих других стран. Даже в такой огромной стране, как Россия, наземным широкополосным доступом охвачены более половины домохозяйств. В ближайшие годы широкополосный доступ доберется до каждого – не по земле, так через LTE. Каждый, кто хотел провести себе бродбенд, уже сделал это или сделает в ближайшие два-три года.

Как это связано с кино и телевидением? Не секрет, что быстрые каналы нужны прежде всего для прокачки больших объемов информации – то есть, прежде всего видео. Связисты во всем мире никогда до сих пор не возражали, чтобы пиратское видео служило локомотивом для продажи широкополосных каналов потребителям («мы не знаем, чтО они там качают, они просят быстрые каналы – мы даем»). Но что им делать в ситуации, когда такие каналы уже есть у «всех», причем, по вполне приемлемым ценам, которые уже не могут расти? Быстро увеличить население развитых стран при всей мощи современных технологий по-прежнему сложно. Расширять каналы, увеличивать скорость? Это никому не нужно – видео там уже проходит, придумать серьезную причину для расширения каналов невозможно – более «тяжелого» контента, чем видео, в природе не существует. Можно и нужно улучшать качество доступа – но это только дополнительные расходы. А где же доходы?

Достаточно очевидно, что в ближайшие годы операторы связи приступят к неизбежной экспансии непосредственно в распространение контента. В Великобритании киношные студии – мейджоры – Disney, Warner, Sony и другие недавно коллективно выиграли прецедентный процесс у главного магистрального оператора страны – British Telecom, обязав его «зачистить» свои сети от пиратского контента. Я не могу избавиться от ощущения, что оператор не очень возражал, чтобы его «победили». Потому, что решение – в его собственных интересах, оно сделает «бесплатный» пиратский контент платным, и в итоге, конечно, увеличит доходы British Telecom. Оператор, с точки зрения широкой общественности, выглядит как «хороший», он вынужден бороться с пиратством под давлением «плохих» мейджоров. Допускаю, что мейджоры легко согласились в этом процессе выглядеть в роли «плохих» – они и так уже кругом «плохие» в глазах общественности.

В России новые изменения в Гражданском кодексе идут в том же направлении – при всех оговорках ответственность провайдеров (посредников) обозначена. Однако, вне зависимости от того, как будут развиваться события на юридическом фронте, главное основание для оптимизма я вижу совсем в другом обстоятельстве, чисто экономическом. Дело в том, что к сегодняшнему моменту все без исключения крупные российские операторы связи – «Ростелеком», «Билайн», МТС и другие – обзавелись собственными легальными сервисами видео. Соответственно, они в первую очередь заинтересованы в том, чтобы прекратить деятельность пиратов в своих собственных сетях. А технические возможности для борьбы с потоками нелегального видео у операторов, конечно же, есть. Пока нужно было убедить всех покупать быстрые каналы, эти возможности задействованы не были – со ссылкой на отсутствие юридической базы. Сейчас есть и технология, и юридическая база, и ясна новая экономическая модель.

Нравится ли правообладателям ситуация, при которой их контент окажется под контролем связистов? Вопрос философский. Во-первых, это практически неизбежно. Во – вторых – это крупные и, в основном, публичные компании и иметь дело с ними, конечно, лучше, чем с пиратами. Ну а в-третьих – мы хорошо помним историю телевидения – первые двадцать-тридцать лет своего существования оно тоже контролировалось связистами, а потом связисты поняли, что им же проще, чтобы ТВ само разбиралось с контентом и просто регулярно платило за использование сетей связи. Обществу в данном случае совершенно неважно, как будут выглядеть отношения между отраслями, потребители должны получать качественную конечную услугу.

Возможную схему работы правообладателей с телекоммуникационной индустрией я пока назвал гипотезой, поскольку на пути ее реализации еще много нерешенных вопросов. Будет ли контент платным или бесплатным для потребителя? Если бесплатным – пойдет ли в интернет видеореклама, чтобы покрыть расходы? А может быть и бесплатно, и без рекламы? Если платно – сколько это будет стоить? Можно ли будет в интернете по-прежнему найти все, что надо, в легальном варианте? Будут ли мейджоры продавать российским операторам самый лучший и самый свежий контент? Будет ли он появляться там раньше, чем у пиратов? Не вернется ли пиратство обратно на вокзалы и рынки в виде развалов с дисками? А как конкретно устроена технология борьбы, например, с торрентами? А что станет с пиратами, которые «не согласятся»? И, наконец, что будет с видео «ВКонтакте?» Ответы на все эти вопросы, конечно, уже готовятся.

Ситуация в аудиовизуальной сфере складывалась годами, и, как это часто бывает в жизни, большая часть вины лежит на самих пострадавших, то есть на обворованных правообладателях. Если необходимо, политэкономическую историю возникновения пиратства можно описать в отдельном исследовании, но к распространению пиратства привела, в значительной степени, близорукость руководителей аудиовизуальных компаний в 80-е – 90-е годы. «Обвиняемые» осознали свою ошибку, сполна расплатились за собственную недальновидность (деньгами, недополученными за два десятилетия разгула пиратства во всем мире) и предлагают сейчас довольно разумные способы выхода из ситуации.

Но разрешение вопроса с воровством интеллектуальной собственности – дело не только аудиовизуальной индустрии. Хотелось бы, чтобы общество осознало пагубность мнимой «бесплатности» интеллектуальной (и любой другой) деятельности. Хотелось бы, чтобы это объясняли детям уже в школе. Тогда у «интеллектуальных» отраслей наконец найдутся соответствующие высокие технологии, чтобы обеспечить свое и наше будущее. Ведь для того, чтобы никто не смог скопировать наш истребитель, йо-мобиль, или балетное па всего-то нужно, чтобы они были сделаны на недостижимом для других техническом уровне. Кто против?