На этой неделе пройдет ряд мероприятий в рамках Дней интеллектуальной собственности в Москве. Есть те, кто считает, что защита интеллектуальной собственности – решаемая задача. Среди них гендиректор «Амедиа» и известный борец с пиратами Александр Акопов (о том, как можно защитить права собственности – рассказал в своей колонке). Однако же лидер «Пиратской партии России» Павел Рассудов защищает своих коллег, уверяя, что будущее за пиратами.

Предыстория пиратства 

В начале было слово. И слово было свободным. И передавалось оно в рукописном виде.

А в 1440 году Иоганн Гутенберг – возможно, заключив сделку с дьяволом, – изобрел печатный станок. И с тех пор слово стало проще передавать в пространстве и во времени.

Но печатное дело не сразу приобрело широкий размах. Поначалу издательскому бизнесу не хватало технологической инфраструктуры. И тогда правители стали предоставлять монополии и другие исключительные права для поощрения издательского бизнеса.

Только к концу XV века спрос на книги был удовлетворен. Сначала самыми популярными книгами были буквари и библии. Но постепенно появился спрос и на другую литературу.

При этом международного законодательства по авторским правам не существовало. Так, например, в Германии гильдии издателей позволялось торговать пиратскими книгами в тех областях, где не было лицензионных произведений.

Часто регулирующие правительственные акты входили в противоречие с нормами справедливой конкуренции, принятыми в профессиональных союзах. Подобные расхождения обычно возникали, когда некоторые игроки были способны добиться покровительства властей, например, в обмен на полную цензуру со стороны государства.

Все изменилось в 1710 году: с целью поставить во главу угла автора, а не издателя, английским парламентом был принят «Статут королевы Анны», по которому автор продавал свое произведение издателю на 14 лет, по истечению которых произведение попадало в общественное достояние и его мог перепечатать любой.

На воре и шапка горит

В настоящее время срок авторских прав – 70 лет после (!) смерти автора. Интересно, в чьих интересах защищать права мертвых авторов? Ответ простой – в интересах «правоторговцев», которые и авторами-то не являются.

Получается, что закон, который принимался для того, чтобы стимулировать авторов творить и при этом обеспечивать передачу произведения обществу уже через 14 лет, сегодня служит лишь целям монополистов на копирование! Поэтому мы их называем копирастами.

Мотив автора – творить, а мотив копираста – бабло. Так, например, с проданного диска автор получает редко больше 5%. Копирасты на пути к своему сверхобогащению апеллируют к морали: «Пиратство – это плохо, авторам будем нечего кушать». Простите, но если я вам заплачу за диск 100 рублей, то автор получит только 5. И кто в таком случае является грабителем авторов?

Есть ли интеллектуальная собственность?

Копирасты любят апеллировать к понятию «собственности». Ну если вы что-то считаете своей собственностью, то потрудитесь сначала оплатить на нее налоги, а потом уже государство начнет на эти налоги охранять вашу «собственность». А то снова как-то нечестно получается.

Результаты интеллектуальной деятельности (так правильно говорить) не могут быть собственностью, потому что информация – это не материальный объект. Если вы прочитали стихи в книге, кому теперь принадлежат эти стихи, их содержание, их эмоция? Конечно, автору остается право на имя, но ведь сами стихи теперь принадлежат вам обоим!

Но копирасты готовы спорить с этим очевидным утверждением. Не так давно в Ростове-на-Дону Российское авторское общество (РАО) пыталось засудить пенсионеров, которые «нелицензионным» образом исполняли песни военных лет 9 мая.

Вы скажите, это невозможно? Нет, это реальность, это копирастия головного мозга!

Что будет, если победит пиратство? 

Все будет хорошо! Технологии уже невозможно остановить. Можно сказать, что пиратство уже победило. И свободное распространение информации будет только способствовать культурному и знаниевому обмену. 

За последние годы объем средств в музыкальной индустрии вырос почти в 2 раза. Как так? Ведь диски почти не продаются из-за пиратов. Но оказалось, что теперь просто больше людей стало ходить на концерты, потому что они узнали о новых музыкантах из интернета. MP3-файлы теперь являются промо-материалом музыкантов, а не товаром.

Писателям также теперь не очень-то нужны традиционные издательства. Автор может сам выложить свое произведение в сеть и, если оно понравится публике, ему накидают в шапку денег.

Меня часто спрашивают, как же при свободном файлообмене будут снимать фильмы, подобные «Аватару». Ну, во-первых, «Аватар» сначала был самым популярным фильмом по скачиванию на торрентах, что как раз и подстегнуло продажи в кинотеатрах. А во-вторых, если бы не пираты, то киношники никогда бы не начали создавать фильмы, которые хочется посмотреть именно в кино на большом экране и желательно в 3D, а не дома на компьютере.

Также надо вспомнить, что Билл Гейтс в начале своей карьеры «спиратил» свой Windows у Стива Джобса, который, в свою очередь, скопировал графический интерфейс у Xerox. Об этой истории вы можете посмотреть фильм «Пираты силиконовой долины», он, кстати, есть на торрентах ;).

Все это означает только одно: копирование – не воровство, а пиратство – двигатель прогресса! Поэтому качайте в интернете, ходите на концерты, читайте книги, смотрите фильмы! Копируйте все и будьте счастливы!