Минувшей осенью лекторий «Умная Москва» организовал встречу с Денисом Ромодиным, кандидатом политических наук, членом Союза краеведов России, автором и куратором интернет-проекта «СовАрх – советская архитектура». Денис Ромодин рассказал об архитектурных проектах Москвы советского периода, которые так и не были реализованы. Сегодня Slon приводит первую часть лекции с небольшими сокращениями.
К концу XIX века Москва начала активно разрастаться, стала деловой столицей и важным транспортным узлом. Это подстегнуло развитие промышленности и строительство. Фактически первый этап переустройства Москвы приходится даже не на советское время, на период рубежа веков: появляются крупные деловые кварталы, как Китай-город, а многие домовладельцы, ставшие серьезными игроками на московском рынке, запускают деловую и доходную застройку, уничтожая старые московские особняки. Тогда же, кстати, начинается уничтожение культовых строений, например, один из древнейших храмов на Никольской улице еще до революции был снесен, а на его месте в 1907 году выстроили типовое здание.
Интересный нереализованный проект – Деловой двор (прообраз современных деловых комплексов) на углу Ильинки и Новой площади. Северное страховое общество купило большой участок земли под строительство. Первые этажи отдавались торговым помещениям, выше должны были расположиться конторы, гостиницы, а подвалы планировали сдавать под склады. Северное общество устроило конкурс на проектирование, как сейчас сказали бы, многофункционального комплекса. Задача была сложной: участок земли имел странную V-образную форму. Московская городская управа попросила сделать разделение корпусов и внутренний проезд. Все участники представили однообразные проекты, а вот наиболее интересный удалось разработать петербургским архитекторам. Они избрали для Делового двора романтический стиль, здание собирались облицевать необработанным гранитом, украшения планировались со сказочными мотивами. Черепичная крыша завершала образ. Но в итоге выбран был проект Вячеслава Олтаржевского – с выделенной высотной частью в виде башни и внутренней улицей, однако реализован он был не до конца.
На Лубянской площади должен был появиться большой банковский комплекс, придуманный знаменитыми конструктивистами, братьями Весниными. Проект был утвержден московской управой в 1915 году, но осуществлен так и не был. Позднее на этом месте возникнет здание Детского мира (архитектор Алексей Душкин).
Еще один проект дореволюционной Москвы – деловой комплекс, говоря современным языком, между Газетным и Никитским переулками, фасадом выходящий на Тверскую. Долгое время там располагался Московский университетский благородный пансион, изящное здание в классическом стиле. Постепенно университет начал сдавать корпуса в аренду, и к началу XX века угловая ротонда была увешана рекламой и вывесками. В 1914 году этот участок под строительство покупает страховое общество «Россия». Новый проект разрабатывали Леонтий Бенуа и Оскар Мунц. Фасады здания задумывались в европейском стиле, первые этажи отводились торговым помещениям, поскольку выходили на Тверскую улицу. Кроме того, по соображениям пожарной безопасности, хотя официально не было таких норм, устраивался дополнительный косой проезд и внутренняя пешеходная улица. Третий и четвертый этаж отдавались деловым предприятиям, а остальные – под жилые помещения. Также общество предлагало использовать различные гнутые стекла и сделать огромную стеклянную витрину, а фасад декорировать в духе архитектурного историзма. Площадку уже начали готовить, постройки разобрали, и к 1918 году здесь образовался пустырь, сохранявшийся вплоть до двадцатых годов, когда по адресу Тверская, 7 решили строить Центральный телеграф (тогда он так не назывался).
Объявляется конкурс на его проектирование. Негласным лидером считался авангардистский проект Григория Бархина, но в итоге победителем оказался Иван Рерберг. Здание, выполненное в переходном от модерна к конструктивизму стиле, вызвало лавину критики со стороны молодых архитекторов как несовременное.
Еще один дореволюционный проект – архитектурный ансамбль на Ильинке, его выполнял Мариан Лялевич для Московского отделения Сибирского торгового банка. Было построено несколько банковских зданий, там сейчас располагается Министерство финансов. Планировалась еще высотка на углу с Большим Черкасским переулком. В 1915 году участок начал расчищаться, был запущен нулевой цикл, но строительство так и не закончили: остались лишь подготовленный фундамент из железобетона с большими подвалами и два подземных этажа.
Позже об этом участке вспоминают и отдают его Российско-американскому обществу. Устраивается конкурс на проектирование, его выигрывают братья Веснины. Но за рубежом у общества возникают проблемы, меняется политическая ситуация, поэтому проект передают другому архитектору, который строит здание управления наркоматом внешней торговли по работе со странами Северной и Южной Америки. Выходит простое сооружение, отданное впоследствии наркомату финансов.
Перед революцией, в начале 1910-х годов, появляются первые дома-небоскребы. Под строительство большого здания с торговыми помещениями, гостиницей, конторами в районе нынешней Тверской площади выкупается огромный участок земли. В верхней части дома планировалась эксплуатируемая кровля с рестораном. Проект очень долго утверждался, переделывался, этажность уменьшалось из соображений пожарной безопасности. В 1915 году утвердили куда более спокойный, чем предполагалось изначально, вариант в классическом стиле с менее, если можно так выразиться, ритмичным фасадом. Но началась революция, и дело не дошло даже до сноса исторической застройки в этом месте.
На Воробьевых горах мог появиться Институт библиотековедения имени Ленина. На I выставке современной архитектуры в Москве Иван Леонидов представил уникальный проект шарообразного здания с большой башней-книгохранилищем, обошедший архитектурные журналы по всему миру. Однако в двадцатые годы реализовать такую идею было очень сложно технически.
Известный художник и архитектор Эль Лисицкий придумал построить в Москве сеть горизонтальных небоскребов. Он считал, что московская застройка – ценный материальный фонд, ее нельзя ломать, это слишком затратно, к тому же здания используются. Но площадь у Никитских ворот абсолютно нефункциональна, и почему бы не построить там горизонтальные небоскребы на ножках? Ноги – это шахты лифтов, пожарные лестницы (в одной ноге можно построить вход в метро), они занимали бы пустые пространства площади и не мешали бы ни пассажирскому, ни транспортному движению. При этом сами небоскребы могли надстраиваться в дальнейшем. Но идея Лисицкого оказалась чересчур смелой для тогдашней Москвы.
Еще один крупный проект, отмененный генпланом 1935 года, активно прорабатывался с 1931-го. На Болотной площади предполагали построить огромный оптовый рынок и разместить там комплекс зданий Центросоюза. Проект создал архитектор Михаил Барщ, выстроивший здание Московского планетария. Но генпланом строительство на Болотной было отменено: стояли уже другие задачи, и для оптовой базы в Москве выбрали район нынешней платформы ЗИЛ в районе Варшавского шоссе.
Многие знают, что на месте храма Христа Спасителя хотели возвести Дворец Советов. Первый тур конкурса на лучший проект этого сооружения был международным. По первоначальному проекту Бориса Иофана планировалось зонирование: концертный зал, с левой стороны – высотный объем и административные помещения. Все это должно было растянуться на большой территории: от снесенного храма Христа Спасителя до Большого Каменного моста. Алексей Щусев предложил расположить концертные залы ближе к Москве-реке и построить мост на остров к Красному Октябрю. Братья Веснины представили компактный вариант, сделав акцент на высотности, и монумент-постамент здания с памятником Ленину. Его впоследствии возьмет за основу Иофан и будет экспериментировать с постановкой памятника и различными объемами.
Архитектор Владимир Гельфрейх придумывает для Дворца Советов форму прямоугольного параллелепипеда. Предлагалось сохранить Музей изобразительных искусств (ГМИИ), ближе к Кремлю расположить стелу с именами героев революции, а наверху – памятник.
Во втором туре иностранцы уже не участвовали. В лидеры вышли маститые архитекторы. Борис Иофан предлагает разнести два объема главной арены концертного зала, а между ними сделать большую закрытую площадку и возвести высотное сооружение.
В третьем туре он постепенно сливает все объекты воедино и придает зданию своеобразную уступчатую форму. Появляется большой расширяющийся стилобат и статуя Ленина. Проект неоднократно корректировался и переделывался, но реализован не был. На этом месте появился бассейн «Москва».
Продолжение следует.