Недавняя трагедия в московской школе № 263, где старшеклассник, ворвавшись в класс с оружием, застрелил учителя и сотрудника полиции, стала еще одним — одним из многих! — сигналом о нарастающем неблагополучии отечественной школы. Вряд ли найдется много людей, готовых поверить в то, что произошедшее стало только результатом внезапного психического расстройства подростка и не имело никаких причин и предпосылок, коренившихся в его предшествующей школьной жизни. Информация о насилии, травле, психологическом давлении в школах, причем как в отношениях между учащимися, так и со стороны педагогов в отношении учащихся и в отношениях внутри педагогических коллективов, поступающая уже много лет, беспокоит общество и вызывает в ответ многообразные, часто неожиданные реакции, отражающие специфику мировосприятия разных общественных сил.

С 1 сентября 2013 года в России действует Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», наряду со многими другими изменениями вернувший в практику установление школами единообразной формы для учеников. Одновременно из Государственной думы стала поступать информация о работе ряда депутатов над неким «Кодексом школьной чести», которым, в частности, предполагалось регламентировать дресс-код для учителей, правила поведения и правила общения педагогов друг с другом в стенах учебных заведений и учредить доски позора для проштрафившихся учителей. Скандальный характер этой инициативы заставил профильный Комитет по вопросам образования публично отмежеваться от нее, однако само ее возникновение взволновало педагогическое и родительское сообщество. Стремление к тотальной регламентации как к способу решения всех проблем — слишком хорошо известный порок наших законодателей, и печальный опыт свидетельствует о том, что даже самые фантастические инициативы депутатов иногда воплощаются в жизнь.

О том, от чего призвано спасти отечественную школу введение формы, какого эффекта реально можно ожидать от ее повсеместного введения, и о том, чем опасно для нашего общества унижение учителей, на площадке Сахаровского центра рассуждали педагог-психолог, специалист по семейному устройству, лауреат Премии Президента РФ в области образования Людмила Петрановская и журналист, преподаватель литературы и истории школы «Муми-Тролль» Дмитрий Ермольцев.