Минэкономразвития на прошлой неделе опять понизило прогноз по росту ВВП в 2013 году – c 2,4% до 1,8%. Первоначально прогноз на этот год, напомним, равнялся 3,6%. Правительство собирается увеличивать рост экономики с помощью увеличения зарплат бюджетникам (для стимулирования спроса) и с помощью государственных мегастроек.
Такие расходы – это краткосрочные меры. А вот, к примеру, расходы на образование или улучшение делового климата увеличивают экономический рост в долгосрочной перспективе. Тем не менее сторонники мегастроек, наращивания военных расходов и других подобных мер часто пытаются обосновать эти расходы не только текущими нуждами (стране нужны стадионы, дороги, танки и т.д.), но и пользой для экономики. Мол, сработает эффект мультипликатора, ведь часть денег, потраченная на «проекты века», превратится в прибыль фирм-подрядчиков и в увеличение зарплат работников, а те в свою очередь потратят свои дополнительные доходы на покупку российских товаров (хотя бы отчасти). Таким образом экономика раскрутится и национальный доход увеличится больше чем на величину расходов государства. Мультипликатор расходов – это показатель того, во сколько раз увеличится национальный доход по сравнению с расходами госбюджета. Если он больше единицы – хорошо. Меньше единицы – плохо, это значит, что россияне не тратят деньги, а копят их. И уж совсем плохо, если мультипликатор отрицательный – так может случиться, например, если на госденьги создали завод, продающий продукцию по демпинговым ценам, что не только снизит доход правительства, но и разорит частные фирмы.

Итак, работает ли эффект мультипликатора на самом деле, особенно в России? От этого зависит, насколько будут эффективны российские расходы на олимпийские стройки, новые дороги и инновации.

Сергей Синельников-Мурылев, ректор Всероссийской академии внешней торговли, и Георгий Идрисов, заведующий лабораторией отраслевых рынков и инфраструктуры Института Гайдара, в статье «Бюджетная политика и экономический рост» в восьмом номере журнала «Вопросы экономики» приводят интересную таблицу (см. ниже) мультипликаторов госрасходов. Видно, что в России эти показатели меньше единицы, да и в остальном мире тоже не всегда больше. «Мультипликативный эффект, которого можно ожидать при осуществлении государственных расходов, не компенсирует их отрицательного влияния на экономику», – такой вывод делают авторы.

Мультипликаторы госрасходов по данным различных исследований

Авторы исследований, год Страна Мультипликатор* Значение
Дробышевский, Назаров, 2012 Россия Госрасходы по выпуску 0,46
Госрасходы по совокупному потреблению 0,22
Расходы на оборону по выпуску 0,0
Юдаева, 2011 Россия Непроцентные расходы по выпуску 0,13
Расходы на общегосударственные вопросы по выпуску -0,90
Расходы на силовой блок по выпуску 0,29
Расходы на национальную экономику, ЖКХ, охрану окружающей среды по выпуску 0,55
Расходы на культуру и социальную сферу по выпуску 0,2
Mountford, Uhling, 2008 США 1955–2000 0,5
Monacelli, Perotti, 2008 США 1960–2000 1,1
1960–1979 1,6
1979–2000 0,5
Blnchard, Perotti, 2002 США 1960–1997 1,3
Perotti, 2004 Германия 1960–2000 1,2
1960–1974 1,7
1974–2000 0,8
Великобритания 1960–2000 0,3
1960–1979 0,9
1979–2000 -0,1
Канада 1960–2000 0,5
1960–1979 0,9
1980–2000 0,2
Австралия 1960–2000 0,3
1960–1979 0,5
1979–2000 0,8
Giardano et al., 2008 Италия 1982–2004 1,7

Источник: «Вопросы экономики»

* Для развитых экономик представлены мультипликаторы совокупных госрасходов по выпуску