Минэкономразвития на прошлой неделе опять понизило прогноз по росту ВВП в 2013 году – c 2,4% до 1,8%. Первоначально прогноз на этот год, напомним, равнялся 3,6%. Правительство собирается увеличивать рост экономики с помощью увеличения зарплат бюджетникам (для стимулирования спроса) и с помощью государственных мегастроек.
Такие расходы – это краткосрочные меры. А вот, к примеру, расходы на образование или улучшение делового климата увеличивают экономический рост в долгосрочной перспективе. Тем не менее сторонники мегастроек, наращивания военных расходов и других подобных мер часто пытаются обосновать эти расходы не только текущими нуждами (стране нужны стадионы, дороги, танки и т.д.), но и пользой для экономики. Мол, сработает эффект мультипликатора, ведь часть денег, потраченная на «проекты века», превратится в прибыль фирм-подрядчиков и в увеличение зарплат работников, а те в свою очередь потратят свои дополнительные доходы на покупку российских товаров (хотя бы отчасти). Таким образом экономика раскрутится и национальный доход увеличится больше чем на величину расходов государства. Мультипликатор расходов – это показатель того, во сколько раз увеличится национальный доход по сравнению с расходами госбюджета. Если он больше единицы – хорошо. Меньше единицы – плохо, это значит, что россияне не тратят деньги, а копят их. И уж совсем плохо, если мультипликатор отрицательный – так может случиться, например, если на госденьги создали завод, продающий продукцию по демпинговым ценам, что не только снизит доход правительства, но и разорит частные фирмы.
Итак, работает ли эффект мультипликатора на самом деле, особенно в России? От этого зависит, насколько будут эффективны российские расходы на олимпийские стройки, новые дороги и инновации.
Сергей Синельников-Мурылев, ректор Всероссийской академии внешней торговли, и Георгий Идрисов, заведующий лабораторией отраслевых рынков и инфраструктуры Института Гайдара, в статье «Бюджетная политика и экономический рост» в восьмом номере журнала «Вопросы экономики» приводят интересную таблицу (см. ниже) мультипликаторов госрасходов. Видно, что в России эти показатели меньше единицы, да и в остальном мире тоже не всегда больше. «Мультипликативный эффект, которого можно ожидать при осуществлении государственных расходов, не компенсирует их отрицательного влияния на экономику», – такой вывод делают авторы.
Мультипликаторы госрасходов по данным различных исследований
Авторы исследований, год | Страна | Мультипликатор* | Значение |
Дробышевский, Назаров, 2012 | Россия | Госрасходы по выпуску | 0,46 |
Госрасходы по совокупному потреблению | 0,22 | ||
Расходы на оборону по выпуску | 0,0 | ||
Юдаева, 2011 | Россия | Непроцентные расходы по выпуску | 0,13 |
Расходы на общегосударственные вопросы по выпуску | -0,90 | ||
Расходы на силовой блок по выпуску | 0,29 | ||
Расходы на национальную экономику, ЖКХ, охрану окружающей среды по выпуску | 0,55 | ||
Расходы на культуру и социальную сферу по выпуску | 0,2 | ||
Mountford, Uhling, 2008 | США | 1955–2000 | 0,5 |
Monacelli, Perotti, 2008 | США | 1960–2000 | 1,1 |
1960–1979 | 1,6 | ||
1979–2000 | 0,5 | ||
Blnchard, Perotti, 2002 | США | 1960–1997 | 1,3 |
Perotti, 2004 | Германия | 1960–2000 | 1,2 |
1960–1974 | 1,7 | ||
1974–2000 | 0,8 | ||
Великобритания | 1960–2000 | 0,3 | |
1960–1979 | 0,9 | ||
1979–2000 | -0,1 | ||
Канада | 1960–2000 | 0,5 | |
1960–1979 | 0,9 | ||
1980–2000 | 0,2 | ||
Австралия | 1960–2000 | 0,3 | |
1960–1979 | 0,5 | ||
1979–2000 | 0,8 | ||
Giardano et al., 2008 | Италия | 1982–2004 | 1,7 |
Источник: «Вопросы экономики»
* Для развитых экономик представлены мультипликаторы совокупных госрасходов по выпуску