© www.artprize.org

Многие люди боятся глобализации, а зря. За последние годы тренд на превращение мировой экономики в единое целое прервался, а по ряду направлений даже обратился вспять. Всему виной мировой финансовый кризис. Оценить уровень «глобализованности» планеты позволяет индекс международной интеграции (Global Connectedness Index), рассчитываемый логистической компанией DHL. В четверг она опубликовала результаты своего очередного исследования за 2012 год. Экономисты, привлеченные фирмой, учитывают широкий круг количественных показателей: от международных потоков капитала и товаров до миграции и проникновения интернета (более подробно о методике расчета индекса Slon писал здесь). Вот какие выводы можно сделать из последнего доклада компании.

Мир стал менее «связным». Индекс международной интеграции за 2011 год превысил показатели 2005 года, когда он был рассчитан впервые, однако до сих пор не вернулся на докризисный уровень 2007 года. Рынки капитала становятся более замкнутыми: исследователи отмечают снижение уровня иностранных инвестиций в мире. Торговля товарами тем временем растет, как и информационные потоки. Международная торговля услугами последние три года находилась на одном и том же уровне. Лидер списка «глобализации» – Нидерланды. Несмотря на разлад в зоне евро, Европа вообще является наиболее интегрированным в глобальную экономику регионом. Россия же с годами становится все менее «глобализованной». С 2005 года страна провалилась на 10 мест вниз. Сейчас РФ находится на 68-м месте из 140 возможных (см. таблицу в конце текста). Процесс превращения Земли в «глобальную деревню» в связи с появлением интернета также проходит неоднозначно. С одной стороны, пропускная способность интернета в расчете на одного пользователя за семь лет выросла почти вшестеро. С другой стороны, остаются значимыми культурные и языковые различия. На международный интернет-трафик приходится 17% от общего, меньше 15% друзей среднестатистического пользователя Facebook живут в разных странах. Еще один пример – Twitter. В среднем 25% фолловеров одного аккаунта приходится на пользователей из других стран. Однако и здесь существует значительное разделение. Ниже показана карта распределения читателей американских микроблогов. Их читают в основном там, где население хорошо знает английский язык. А вот пользователей Рунета, похоже, совершенно не интересуют повседневные заметки Леди Гаги и Джастина Бибера (самые популярные твиттер-аккаунты в мире по версии Twitter Counter). И в этом смысле Россия тоже не спешит в объятия глобализации.

Карта фолловеров твиттер-аккаунтов из США

Источник: DHL

Степень глобализации различается не только по странам, но и по отраслям. Какие-то товары и услуги торгуются между разными странами более охотно, чем другие. Так, объемы экспорта или импорта микрочипов, микроволновых печей и мобильных телефонов превышают объемы их производства или потребления внутри стран. А вот с электроэнергией все ровно наоборот. Только 3% электричества в мире пересекает национальные границы государств-производителей. Подобные различия обусловлены рядом культурных, экономических, политических и географических факторов. Один из них – экономическая ценность единицы товара. Чем дороже стоит килограмм блага, тем выгоднее производителям тратить средства на его транспортировку и реализацию за рубежом. Стоимость килограмма коррелирует со степенью «глобальности» того или иного блага, выяснила DHL. Примеры сравнения стоимости для разных товаров приведены ниже: на первых строчках – те же микрочипы и мобильные телефоны.

Ценность товаров в долларах США за килограмм, 2010

Примечания: график основан на соотношении стоимости и веса для товаров, идущих на экспорт. Экспортная стоимость может отличаться от стоимости товаров, которые потребляются внутри стран. Расчеты основаны на ценности и весе, которые задекларированы национальными таможенными службами.

Источник: DHL

Индекс глобальной интеграции: рейтинг стран мира, 2012

Место Страна Изменение по сравнению с рейтингом 2011 года
1 Нидерланды 0
2 Сингапур 0
3 Люксембург 2
4 Ирландия 0
5 Швейцария -2
6 Великобритания 2
7 Бельгия -1
8 Швеция -1
9 Дания 0
10 Германия 3
20 США 1
25 Испания 2
30 Австралия -2
42 Япония 4
48 ЮАР 3
49 Нигерия 4
54 Казахстан 5
55 Литва -1
56 Турция -4
62 Индия 2
68 Россия -2
74 Китай -1
92 Азербайджан -10
106 Аргентина -4
111 Зимбабве 3
123 Узбекистан -1
126 Иран -7
140 Бурунди 0

Источник: DHL