Рост продаж на рынке автомобилей порадовал аналитиков: за первые 11 месяцев 2012 года продажи новых легковых авто в России выросли на 12% в количественном выражении и на 20% – в денежном по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Это оказалось неожиданностью для аналитиков PwC, которые год назад прогнозировали рост продаж легковых автомобилей в лучшем случае на 5% и даже не исключали их падения. Рекордсмены – иномарки российского производства (+26%), которые в настоящее время занимают 44% рынка (11 месяцев 2011 года – 36%).
Объем продаж новых легковых автомобилей за 11 месяцев
(с января по ноябрь) за 2011 и 2012 годы
| тысяч штук | | млрд $ |
| 2011 | 2012 | изменение | | 2011 | 2012 | изменение |
Российские | 565 | 526 | -7 % | | 6,3 | 6,2 | -2 % |
Иномарки российского производства | 875 | 1 100 | 26 % | | 18,2 | 25,3 | 39 % |
Импорт новых | 810 | 890 | 10 % | | 27,3 | 30,5 | 12 % |
Итого | 2 250 | 2 516 | 12 % | | 51,8 | 62 | 20 % |
Источник: АЕБ, Автостат, данные PwC
Сегодня эксперты объясняют этот факт не ростом экономики, а тем, что в России наконец-то сформировалась успешная и конкурентная среда для ведения этого бизнеса. «Мы полагаем, что успешный год для российской автомобильной отрасли был обусловлен впечатляющей эффективностью автомобильных цепочек поставок, которые были созданы с нуля всего за 10 лет и которые открыли доступ российским потребителям к автомобилям всемирно известных марок», – говорится в отчете PwC. Эти цепочки поставок сформировались за счет сложной организации взаимосвязи между мировыми автопроизводителями, их российскими подразделениями, местными дилерами, банками и страховыми компаниями. Благодарить за построение успешной модели стоит кризис 2008 года, который научил всех участников цепочки поставок уменьшать уровень запасов и банковских кредитов, сокращать время доставки и получения денег от заказчика, а также быть готовыми к внезапным краткосрочным падениям спроса.
Изменение объемов продаж новых легковых автомобилей за 10 месяцев 2012 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года:
Источник: ACEA, PwC
Благодаря нынешним результатам российский автомобильный рынок по темпам роста является одним из лидеров, в то время как в большинстве стран Европы продажи сокращаются. Будущее при этом аналитики склонны оценивать оптимистично – по их прогнозу, в ближайшие 10 лет продажи в России вырастут на 39% – до 4,2 млн штук. Особую роль в этом должна сыграть утилизация – в России доля автомобилей старше 10 лет составляет около половины всего автопарка.