Фото: REUTERS/Miraflores Palace

Standard & Poor's выпускает прогнозы, которые могут не понравится российским властям. На прошлой неделе агентство прочило путинской России экономический застой, в понедельник же оно обнародовало отчет, посвященный нефтяной зависимости отечественной экономики. Согласно ему, при падении стоимости барреля Urals до $60 (среднегодовая цена в 2011-м – $110) у бюджета страны начнутся большие проблемы. Вдобавок ко всему, само S&P может снизить рейтинг России на три ступени. Slon отобрал наиболее важные цифры и факты из последнего отчета агентства:

В 2003–2011 годы номинальный ВВП РФ и цены на нефть выросли в 4 раза. В 2009 году среднегодовая стоимость барреля снизилась более чем на 33%, номинальный ВВП упал вслед за ней на 25% (график). На нефть приходится 50% российского экспорта (еще 20% – на металлы, 10% – на газ).

Номинальный ВВП России и цены на нефть

Источник: Standard & Poor's

Сообразно скачкам цен на нефть меняется и валютный курс. Курс на графике ниже приведен с учетом корректировки на разницу инфляции в России и США (так называемый «реальный обменный курс валют», который выражает отношение обмена единицы иностранного товара к еди­нице отечественного товара).

Валютный курс рубля к доллару США и цены на нефть

Источник: Standard & Poor's

Прямые доходы от нефти обеспечили почти половину федерального бюджета в 2011 году (НДПИ, экспортные пошлины и так далее) и свыше четверти доходов расширенного правительства (то есть федеральных и региональных органов власти). Цены на нефть влияют на экономическую активность, а следовательно, опосредованно влияют и на всю базу налогообложения. Если учесть два этих фактора, можно посчитать, что падение цены на нефть на $10 приводит к увеличению дефицита бюджета на 1,4% ВВП. На госрасходы возрастающее давление будут оказывать предвыборные обещания избранного президента Владимира Путина и старение населения страны. Нефтяная зависимость в последние годы только усугублялась. Ненефтяной дефицит бюджета РФ увеличился с 2008 по 2011 года с 4,8% до 9,4% ВВП одновременно с сокращением ненефтяных доходов – с 13,4% до 10,9% ВВП. «Подушка безопасности» российского бюджета «сдулась» по сравнению с 2008 годом. Тогда положительное значение чистых государственных активов составляло 16% ВВП, тремя годами позже – лишь 3%.

S&P взяло три сценария развития событий с различной динамикой цен на нефть (см. таблицу). Вероятность осуществления стрессовых сценариев агентство оценивает менее чем 1:3.

  1. Базовый сценарий: баррель нефти стоит $100 – официальный прогноз, на основе которого составлен бюджет РФ на текущий год.
  2. Умеренно стрессовая ситуация: цены падают до $80 за баррель, то есть до уровня, на котором они находились в послекризисном 2010 году.
  3. Крайне неблагоприятная ситуация: цены опускаются до $60 или уровня 2009 года, когда мировой финансовый кризис достиг своего «дна».

Основные показатели при разных сценариях

2011 2012 2013 2014
Базовый сценарий (нефть стоит $100 за баррель)
Реальный ВВП (изменение, %) 4,3 3,5 4,0 4,0
ВВП на душу населения (тыс. $) 13,2 13,6 14,6 16,3
Баланс счета текущих операций, % ВВП 4,6 4,0 3,2 2,6
Баланс бюджета расширенного правительства, % ВВП 0,8 -1,6 -1,7 -1,0
Чистый долг расширенного правительства, % ВВП* -3,1 -2,0 -1,1 -1,4
Сценарий умеренной стрессовой ситуации (нефть стоит $80 за баррель)
Реальный ВВП (изменение, %) 4,3 -0,2 4,5 3,3
ВВП на душу населения (тыс. $) 13,2 12,1 13,2 14,4
Баланс счета текущих операций, % ВВП 4,6 3,8 2,7 2,1
Баланс бюджета расширенного правительства, % ВВП 0,8 -4,4 -3,7 -2,8
Чистый долг расширенного правительства, % ВВП* -3,1 0,3 3,2 4,8
Крайне неблагоприятный сценарий (нефть стоит $60 за баррель)
Реальный ВВП (изменение, %) 4,3 -5,3 4,5 3,3
ВВП на душу населения (тыс. $) 13,2 10,6 11,5 12,6
Баланс счета текущих операций, % ВВП 4,6 3,4 2,0 1,5
Баланс бюджета расширенного правительства, % ВВП 0,8 -8,2 -7,1 -5,9
Чистый долг расширенного правительства, % ВВП* -3,1 3,5 9,4 13,4

* Отрицательные показатели свидетельствуют о положительном значении чистых активов

Источник: Standard & Poor's