Фото: REUTERS/Miraflores Palace
Standard & Poor's выпускает прогнозы, которые могут не понравится российским властям. На прошлой неделе агентство прочило путинской России экономический застой, в понедельник же оно обнародовало отчет, посвященный нефтяной зависимости отечественной экономики. Согласно ему, при падении стоимости барреля Urals до $60 (среднегодовая цена в 2011-м – $110) у бюджета страны начнутся большие проблемы. Вдобавок ко всему, само S&P может снизить рейтинг России на три ступени. Slon отобрал наиболее важные цифры и факты из последнего отчета агентства:
В 2003–2011 годы номинальный ВВП РФ и цены на нефть выросли в 4 раза. В 2009 году среднегодовая стоимость барреля снизилась более чем на 33%, номинальный ВВП упал вслед за ней на 25% (график). На нефть приходится 50% российского экспорта (еще 20% – на металлы, 10% – на газ).
Номинальный ВВП России и цены на нефть
Источник: Standard & Poor's
Сообразно скачкам цен на нефть меняется и валютный курс. Курс на графике ниже приведен с учетом корректировки на разницу инфляции в России и США (так называемый «реальный обменный курс валют», который выражает отношение обмена единицы иностранного товара к единице отечественного товара).
Валютный курс рубля к доллару США и цены на нефть
Источник: Standard & Poor's
Прямые доходы от нефти обеспечили почти половину федерального бюджета в 2011 году (НДПИ, экспортные пошлины и так далее) и свыше четверти доходов расширенного правительства (то есть федеральных и региональных органов власти). Цены на нефть влияют на экономическую активность, а следовательно, опосредованно влияют и на всю базу налогообложения. Если учесть два этих фактора, можно посчитать, что падение цены на нефть на $10 приводит к увеличению дефицита бюджета на 1,4% ВВП. На госрасходы возрастающее давление будут оказывать предвыборные обещания избранного президента Владимира Путина и старение населения страны. Нефтяная зависимость в последние годы только усугублялась. Ненефтяной дефицит бюджета РФ увеличился с 2008 по 2011 года с 4,8% до 9,4% ВВП одновременно с сокращением ненефтяных доходов – с 13,4% до 10,9% ВВП. «Подушка безопасности» российского бюджета «сдулась» по сравнению с 2008 годом. Тогда положительное значение чистых государственных активов составляло 16% ВВП, тремя годами позже – лишь 3%.
S&P взяло три сценария развития событий с различной динамикой цен на нефть (см. таблицу). Вероятность осуществления стрессовых сценариев агентство оценивает менее чем 1:3.
- Базовый сценарий: баррель нефти стоит $100 – официальный прогноз, на основе которого составлен бюджет РФ на текущий год.
- Умеренно стрессовая ситуация: цены падают до $80 за баррель, то есть до уровня, на котором они находились в послекризисном 2010 году.
- Крайне неблагоприятная ситуация: цены опускаются до $60 или уровня 2009 года, когда мировой финансовый кризис достиг своего «дна».
Основные показатели при разных сценариях
2011 | 2012 | 2013 | 2014 | |
Базовый сценарий (нефть стоит $100 за баррель) | ||||
Реальный ВВП (изменение, %) | 4,3 | 3,5 | 4,0 | 4,0 |
ВВП на душу населения (тыс. $) | 13,2 | 13,6 | 14,6 | 16,3 |
Баланс счета текущих операций, % ВВП | 4,6 | 4,0 | 3,2 | 2,6 |
Баланс бюджета расширенного правительства, % ВВП | 0,8 | -1,6 | -1,7 | -1,0 |
Чистый долг расширенного правительства, % ВВП* | -3,1 | -2,0 | -1,1 | -1,4 |
Сценарий умеренной стрессовой ситуации (нефть стоит $80 за баррель) | ||||
Реальный ВВП (изменение, %) | 4,3 | -0,2 | 4,5 | 3,3 |
ВВП на душу населения (тыс. $) | 13,2 | 12,1 | 13,2 | 14,4 |
Баланс счета текущих операций, % ВВП | 4,6 | 3,8 | 2,7 | 2,1 |
Баланс бюджета расширенного правительства, % ВВП | 0,8 | -4,4 | -3,7 | -2,8 |
Чистый долг расширенного правительства, % ВВП* | -3,1 | 0,3 | 3,2 | 4,8 |
Крайне неблагоприятный сценарий (нефть стоит $60 за баррель) | ||||
Реальный ВВП (изменение, %) | 4,3 | -5,3 | 4,5 | 3,3 |
ВВП на душу населения (тыс. $) | 13,2 | 10,6 | 11,5 | 12,6 |
Баланс счета текущих операций, % ВВП | 4,6 | 3,4 | 2,0 | 1,5 |
Баланс бюджета расширенного правительства, % ВВП | 0,8 | -8,2 | -7,1 | -5,9 |
Чистый долг расширенного правительства, % ВВП* | -3,1 | 3,5 | 9,4 | 13,4 |
* Отрицательные показатели свидетельствуют о положительном значении чистых активов
Источник: Standard & Poor's