Фото: ИТАР-ТАСС/ Митя Алешковский

Холодная весна негативно сказалась на продажах летних коллекций. Действительно, к чему обновлять летний гардероб, если за окном то ли середина весны, то ли начало осени? По словам участников рынка, из-за погодных условий этот сезон может принести российским одежным ритейлерам на 20–25% меньше доходов, чем они рассчитывали. С учетом того, что сектор и так переживает не лучшие времена из-за снижения платежеспособности населения и роста цен на хлопок, это может иметь для него особенно неприятные последствия. В прошлом году он вырос всего на 12%, то есть почти вровень с инфляцией, поэтому каждый теплый день становится на вес золота.

«Конечно, погодный фактор всегда оказывал сильное влияние на спрос: чем больше теплых дней весной и летом, тем лучше продаются летние вещи и наоборот, – говорит Леонид Ханик, генеральный директор Concept Club. – К примеру, в один из последних уикендов была теплая суббота и холодное воскресенье. Так вот, разница в объеме продаж, если сравнивать эти два дня, у нас составила около 30%».

Погодные условия вынуждают ритейлеров даже менять принципы работы и подходы к планированию – угадать, какие позиции будут востребованы, становится все труднее. Так было и в прошлые годы: например, следующие одна за другой теплые зимы заставили многих отказаться от ставки на особо теплые вещи. По словам генерального директора Fashion consulting group Анны Лебсак-Клейманс, резкие изменения погоды, которые в последнее время нередки, меняют подходы к планированию коллекций в долгосрочных стратегиях. «Капризы моды во многом определяются капризами погоды, – продолжает она. – В частности, из-за того, что у нас стал очень коротким весенний сезон, многие ритейлеры перепланируют поставки и сокращают количество межсезонных позиций. Другой пример влияния погоды на размер продаж – когда несколько лет назад было дымное лето, и все мигрировали из города, в магазинах наступил мертвый сезон, что потом негативно сказалось на результатах года».

В то же время, ритейлеры отмечают, что в нынешней ситуации ничего совсем уж экстраординарного нет – погода нередко преподносит сюрпризы в виде теплой зимы или холодного лета, это общемировой тренд. В тех европейских странах, где, наконец, наступила жара – например, Великобритании, – сейчас отмечается рост спроса на летнюю одежду, купальники и другие соответствующие товары: от пива до газонокосилок. Однако, по мнению аналитиков, это не более чем краткосрочный импульс, который в долгосрочной перспективе потеряется на фоне таких глобальных факторов, как общеэкономическая ситуация. На потребительские настроения серьезно влияют не только погода, но и колебания курса доллара, инфляция и т.п. С другой стороны, многие компании (например, «Мэлон Фэшн Груп» – сети Zarina, beFree и т.д.) и так демонстрируют убытки, и хорошая погода им не помешала бы. В то же время, для них есть возможности реагирования – например, приобретает популярность выпуск «круизных коллекций» – вещей для отпуска.

«Холодный май, безусловно, сместил продажи пляжной одежды и легких платьев на конец мая и начало июня, – рассказывает Иван Марюха, директор по продажам компании «Модный Континент» (INCITY). – А свойственные для Москвы и Питера скачки погоды влияют на трафик – в дождь количество покупателей меньше, прохладная погода влияет на приоритеты. Но, в целом, есть варианты подстроиться под погодные условия: обеспечивать присутствие в магазинах вещей из нескольких коллекций сезона. Например, в мае – от более теплых вещей мартовской и апрельской коллекций до совсем летних».