В цехе предприятия ОАО "Концерн "Калашников" в Ижевске. Фото: РИА Новости

Концерн «Калашников» подал в Суд по интеллектуальным правам иск к ЗАО «М.Т. Калашников», которым владеют дочь и внук конструктора Михаила Калашникова, по поводу принадлежащего фирме бренда, сообщает РАПСИ.

Истец требует досрочно прекратить правовую охрану в России товарного знака в виде объемного изображения автомата с надписью «АК-47». Бренд был зарегистрирован в 2004 году для таких категорий товаров как одежда, игрушки, настольные игры и игровые автоматы. В 2012 году охрану продлили до 2022 года. Производство по делу пока не начато, хотя иск подан 16 июня: пока что представители истца не уплатили государственную пошлину.

В 2013 году Михаил Калашников по соглашению сторон безвозмездно передал концерну «Калашников» право на использование своего имени. Однако ряд товарных знаков остался у ЗАО «М.Т. Калашников».

ЗАО «М.Т. Калашников» зарегистрировано в 1999 году. Учредители компании – Михаил Калашников, его дочь Елена Калашникова и внук Игорь Красновский. На эту компанию сам конструктор и его наследники зарегистрировали ряд товарных знаков, связанных с именем Калашникова.

В 2002 году права на товарный знак «Калашников» в виде графического изображения фамилии были переданы немецкой компании MMI в городе Золинген. По данным Moscow Times, 30% MMI принадлежала самому Михаилу Калашникову, а управлял фирмой Красновский. Оборот компании в 2003 году составлял €7 млн. MMI брендировала маркой Kalashnikov золингеновские ножи, зонтики, часы и другие товары.

В 2003 году правительство Удмуртии заявило, что намерено вернуть права на использование бренда на родину. «Бренд "Калашников" должен принадлежать Удмуртии, ну в крайнем случае России, но точно не Германии», – заявлял тогда агентству «Волга-информ» министр международных связей республики Виктор Викулов. По его словам, регистрация товарного знака на фирмы Калашниковых и Красновского и передача прав немецкой компании стали для всех заинтересованных сторон неожиданностью.

Помимо товаров производства MMI под брендом «Калашников» с 1995 выпускается водка на Глазовском ликеро-водочном заводе и детские игрушки – модели автоматов российской фирмы Rinzo. В планах «АвтоВАЗа» в 2006 году был выпуск внедорожника с таким названием. С 2009 года зарегистрированная в Швейцарии компания Vinista выпускала во Франции энергетический напиток Kalaschnikow, писал «Коммерсантъ», но в 2011 году Михаил Калашников отсудил право на бренд и компенсацию в €10 тыс. В мае 2012 года агентство BrandLab оценило стоимость бренда «Калашников» в $10 млрд, потенциальную стоимость – в $100-150 млрд.

Михаил Калашников умер в декабре 2013 года в возрасте 94 лет.

ОАО «Концерн “Калашников”» было образовано на базе НПО «Ижмаш» и является дочерней компанией «Ростеха». В концерн входят ОАО «Ижевский механический завод», ОАО «Конструкторское бюро автоматических линий имени Л. Н. Кошкина», ОАО «Научно-исследовательский технологический институт „Прогресс“», и ОАО «Вятско-Полянский машиностроительный завод „Молот“». 

• Тендеры «Калашникова» на разработку бренда и сайта обжаловали в ФАС →
• Рогозин проверит трату 40 млн рублей на бренд для «Калашникова» →