Фото: ТАСС / Зураб Джавахадзе

Продолжение:
• РЖД вновь запустили электрички из Пскова в Дно →

«Российские железные дороги» в ближайшее время смогут восстановить только отмененные в январе 2015 года электрички, то есть около трети прекращенных за последние два года маршрутов. Об этом в номере от 5 февраля пишет газета «Коммерсантъ» со ссылкой на неназванные источники.

По словам собеседника издания, «пока речь идет только о поездах, отмененных с начала года»; как указывает газета, это примерно 300 маршрутов. Между тем в 2014 году по всей России было отменено 10% из 5,7 тысячи электричек. Для сравнения, в 2012-2013 годах РЖД отменила 326 пригородных поездов.

Немедленно восстановить прерванные пригородные маршруты потребовал 4 февраля президент России Владимир Путин на совещании с членами правительства. До этого стало известно, что электрички полностью отменены в Псковской области, а в ряде областей и краев РФ – частично отменены. Глава Совета Федерации Валентина Матвиенко отмечала, что ситуация с электричками остро стоит в 22 регионах страны.

4 февраля в Счетной палате обвинили РЖД и Минтранс в срыве сроков реформы в пригородном железнодорожном сообщении, отметив, что отклонение от установленного срока составило семь лет. В отчете аудитора также указано, что госкомпания и региональные власти так и не разработали эффективные меры по сокращению убыточности пассажирских перевозок в пригородах. В ответ в РЖД выпустили пресс-релиз, в котором признали правоту Счетной палаты, но указали, что негативные результаты связаны с нежеланием ряда субъектов РФ «развивать гармоничную транспортную систему регионов».
C 2011 года РЖД полностью передала пригородные перевозки пригородным пассажирским компаниям (ППК), принадлежащим самой госкомпании и регионам. При этом региональные власти должны компенсировать РЖД затраты ППК, которые не покрываются продажей билетов. Установленные тарифы на проезд полностью обеспечивают работу электричек только в Москве, Подмосковье, Санкт-Петербурге, Республике Адыгея, Астраханской и Рязанской областях. Еще в 15 регионах затраты РЖД полностью компенсируются из бюджета, в остальных 52 субъектах РФ выплат из местных бюджетов не хватает для компенсации трат ППК. В РЖД считают, что власти регионов недостаточно поддерживают ППК, а в местных правительствах обвиняют РЖД в непрозрачности расчета затрат.
Как отмечают источники «Коммерсанта», требование президента РФ восстановить электрички не решит возникшую проблему с пригородными перевозками: «Ключевой вопрос, откуда государство возьмет деньги, чтобы восстановить отмененные поезда, ведь все понимают, что регионы неплатежеспособны». По данным газеты, в правительстве обсуждаются два варианта: обнуление НДС для ППК и возврат на 2015-2016 годы к 1% инфраструктурного тарифа. Эти меры, как ожидается, позволят ППК сэкономить 15 млрд рублей. На встрече с президентом 4 февраля вице-премьер РФ Аркадий Дворкович пообещал в течение суток предложить финансовые решения, позволяющие восстановить пригородное сообщение.

Читайте также:
• Путин потребовал немедленно вернуть в регионы отмененные электрички →
• Электричек нет: где и зачем РЖД отменяют пригородные поезда? →
• Как освоить 200 млрд рублей РЖД: история поколений →
• Новгородский губернатор предложил закупить автомобили для всех пассажиров электричек →
• Представитель пассажирской компании опроверг отмену электричек в Тульской области →
• В Тульской области отменили электрички →
• В Минтрансе сообщили о возможности отмены электричек в 20 регионах →