© blackcommentator.com

В ближайшее годы Brent и NYMEX (WTI), скорее всего, останутся эталонами на мировом фьючерсном рынке сырой нефти. Но обе марки продолжают терять авторитет. Как пишет Wall Street Journal, их может заменить российская ESPO.

Дело в том, что в Северном море последнее время объемы добычи падают, а на Среднем Западе США, наоборот, энергично растут. Многие годы цены этих марок шли рука об руку, а недавно серьезно разошлись. Многие участники рынка считают, что West Texas Intermediate уже перестала быть эталоном, но и у Brent серьезные проблемы. Цены на эти марки определяется все больше спецификой условий добычи и проблемами транспортировки и все меньше – мировым спросом.

Аналитики полагают, что многомиллиардный нефтяной рынок должен опираться на более стабильные показатели, однако пока две знаменитые марки имеют огромные объемы контрактов и инвестиций. До 700 000 фьючерсных и опционных контрактов торгуются ежедневно по Brent на IntercontinentalExchange, объем сделок в сентябре составил 70$ млрд. У WTI показатели немногим ниже.

В качестве наиболее вероятных новых эталонов видят российский сорт ВСТО, поставляемый в юго-восточную Азию и известный за рубежом как ESPO, и DME Oman. Правда, российская нефть пока вообще не торгуется на рынке фьючерсов, арабская имеет 5000 контрактов с объемом в $1,5 млрд. Кроме того, объемы добычи марки, которая сможет стать эталоном, должны составлять не менее полумиллиона баррелей в день, а у ESPO пока только 300 000. 

Основным препятствием к созданию нового эталона, на взгляд экспертов, является привлечение инвесторов к платформе с низкой ликвидностью, или повышение ликвидности при отсутствии инвесторов. Это означает, что Brent, вероятно, останется маркером еще довольно долго, даже несмотря на падение объемов производства в Северном море, в то же время позиции WTI восстановятся, если будут реализованы проекты трубопроводов, выходящих к морю. 

И тем не менее добавим от себя, если наше руководство всерьез вознамерилось слепить из «Роснефти» главного нефтяного колосса в мире, то, наверное, не прочь будет обзавестись и собственным нефтяным маркером. Объемы – дело решаемое, ликвидность – в принципе тоже.