Акция против переезда коллекции импрессионистов из Эрмитажа. Фото: Андрей Федоров /ИТАР-ТАСС
Польша
Планы Антоновой (ей 91 год, московский музей она возглавляет более полувека) моментально вызвали резкую реакцию в Санкт-Петербурге. Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский считает, что их реализация приведет к настоящему взрыву музейного пространства России и вся история – «настоящее раскачивание музейной лодки». Дело дошло до сбора подписей против инициативы директора московского музея, взаимных упреков и обид. Сегодня в петербургском отделении РИА «Новости»
Стоит напомнить, что в основе всего скандала лежат коллекции меценатов Сергея Щукина и Ивана Морозова. Именно они составили основу московского Музея нового западного искусства, созданного в Москве в 1923 году. В 1948 году на волне борьбы с низкопоклонством перед Западом Сталин этот музей ликвидировал. А сама коллекция была поделена между собраниями ГМИИ имени Пушкина и Эрмитажа. Тогдашний директор Эрмитажа Иосиф Орбели по просьбе крупнейшего искусствоведа Антонины Изергиной специально отправился в Москву и забрал часть коллекции нового искусства, которая вполне могла бы быть уничтожена или пропала бы в запасниках музеев третьего ряда.
Пока никто из экспертов не оценивает и чисто коммерческий аспект предложения Антоновой. На западных аукционах лоты Пикассо, Ренуара и Матисса, близкие к работам «Три женщины» и «Танец» (обе в эрмитажной коллекции), бьют все рекорды и уходят за суммы, превышающие $120–150 млн. При первой прикидке чисто денежный ущерб, который предложено понести Эрмитажу, превысит сумму миллиард долларов.
В свое время Эрмитаж с помпой праздновал приобретение «Черного квадрата» Казимира Малевича – олигарх Потанин купил работу на аукционе за миллион долларов и подарил ее главному музею страны. Теперь же музею предложено просто так отказаться от нескольких миллиардов.
Читайте также – Зачем переносить коллекцию импрессионистов из Эрмитажа в Москву →