Акция против переезда коллекции импрессионистов из Эрмитажа. Фото: Андрей Федоров /ИТАР-ТАСС

Польша заявила свои претензии на восемнадцать произведений искусства, хранящихся в российских музеях. Когда-то эти картины были похищены немцами, но после окончания Второй мировой войны оказались в СССР. Польские эксперты обнаружили их в коллекциях московского ГМИИ имени Пушкина и в собрании саратовского Художественного музея имени Радищева. И теперь хотят их вернуть. Советник директора Эрмитажа Юлия Кантор, занимающаяся вопросами реституции, считает, что требования польской стороны были спровоцированы недавними заявлениями директора ГМИИ Ирины Антоновой. История переместилась в сферу политики. Антонова во время проведения апрельской «Прямой линии» с президентом Путиным высказалась за идею создания в Москве Музея нового западного искусства, в который войдут шедевры Матисса, Сезанна и Пикассо, хранящиеся в Государственном Эрмитаже. Эти работы, считает Антонова, следует передать из Петербурга в Москву. «Эрмитаж всегда останется Эрмитажем. А о Москве надо подумать», – сказала Антонова в одном из своих интервью.

Планы Антоновой (ей 91 год, московский музей она возглавляет более полувека) моментально вызвали резкую реакцию в Санкт-Петербурге. Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский считает, что их реализация приведет к настоящему взрыву музейного пространства России и вся история – «настоящее раскачивание музейной лодки». Дело дошло до сбора подписей против инициативы директора московского музея, взаимных упреков и обид. Сегодня в петербургском отделении РИА «Новости» прошел круглый стол с участием директора Эрмитажа и ряда экспертов. Все они против передачи коллекции в Москву, некоторые даже считают, что заявление Антоновой – это некая провокация, задуманная против главы Эрмитажа. Тема передачи произведений искусства в Москву пока не решена. Она будет обсуждаться на уровне Совета музеев России и в рамках специальной правительственной комиссии.

Стоит напомнить, что в основе всего скандала лежат коллекции меценатов Сергея Щукина и Ивана Морозова. Именно они составили основу московского Музея нового западного искусства, созданного в Москве в 1923 году. В 1948 году на волне борьбы с низкопоклонством перед Западом Сталин этот музей ликвидировал. А сама коллекция была поделена между собраниями ГМИИ имени Пушкина и Эрмитажа. Тогдашний директор Эрмитажа Иосиф Орбели по просьбе крупнейшего искусствоведа Антонины Изергиной специально отправился в Москву и забрал часть коллекции нового искусства, которая вполне могла бы быть уничтожена или пропала бы в запасниках музеев третьего ряда.

Пока никто из экспертов не оценивает и чисто коммерческий аспект предложения Антоновой. На западных аукционах лоты Пикассо, Ренуара и Матисса, близкие к работам «Три женщины» и «Танец» (обе в эрмитажной коллекции), бьют все рекорды и уходят за суммы, превышающие $120–150 млн. При первой прикидке чисто денежный ущерб, который предложено понести Эрмитажу, превысит сумму миллиард долларов.

В свое время Эрмитаж с помпой праздновал приобретение «Черного квадрата» Казимира Малевича – олигарх Потанин купил работу на аукционе за миллион долларов и подарил ее главному музею страны. Теперь же музею предложено просто так отказаться от нескольких миллиардов.

Читайте также – Зачем переносить коллекцию импрессионистов из Эрмитажа в Москву →

– Эрмитаж проверяют на экстремизм →