Соревнование между конкретными производителями мобильных устройств и операционными системами наконец перешло в следующую стадию: в противоборство экосистем. Если не это главный признак наступления пресловутой посткомпьютерной эпохи, то что же?
Окончательно пазл сложился после того, как Amazon представила крупномасштабное обновление всей своей линейки устройств. Главной новинкой, напомню, стал «большой» Kindle Fire HD с экраном диагональю 8,9 дюйма, от $299. Интернет-комментаторы и журналисты уже окрестили его «убийцей iPad», хотя это не совсем верно. Новые планшеты от Amazon – серьезная угроза, но вовсе не для Apple, а всех других производителей Android-планшетов, так и не сумевших внятно объяснить покупателям, в чем заключается преимущество обладания планшетом на операционной системе от Google.
Выпущенный год назад Kindle Fire занимает 22% американского рынка планшетов: это самое популярное устройство такого рода сразу после Apple iPad и уж точно самый успешных из всех планшетов, работающих под управлением Android. Ирония в том, что обнаружить под капотом устройства следы присутствия операционной системы от Google может лишь человек, технически хорошо подготовленный. Не удивлюсь, если большая часть владельцев Kindle Fire понятия не имеет, на какой OC он вообще работает. Потому что это не совсем планшетный компьютер в общеупотребимом смысле этого слова а, скорее, ультимативная машина для потребления медиаконтента, завязанного на интернет-магазин Amazon. Неспроста компания с истинно американской тщательностью выстраивала собственную экосистему: пользователь Kindle Fire напоминает посетителя запертого на замок Диснейленда. Здесь вы можете найти книги, слева по курсу – магазин с фильмами, чуть подальше – фирменный магазин приложений Amazon Appstore. А поодаль у нас заборчик. Нет, выходить за его пределы не разрешается.
Узнаете? Ведь это именно тот подход, за который производители Android-планшетов долго гнобили Apple. Мол, мы предоставим вам настоящую, а не иллюзорную свободу. Берите планшет и делайте с ним, что хотите: ставьте приложения из любых источников, используйте в качестве внешнего накопителя, etc. Поначалу это работало. Но пользователи, как оказалось, не ценят своего «счастья»: продуманная экосистема и удобство использования для них гораздо важнее совокупности технических характеристик.
Более того, их не очень волнует, кто является настоящим производителем выбранного им устройства. Имя OEM-производителя Kindle Fire HD ни разу не прозвучало на презентации. Какая, в общем-то, разница? В эту же игру со своим Nexus 7 играет Google – мало кто из неспециалистов в курсе, что производителем устройства является тайваньская компания ASUS. Важно другое: это один из самых удобных способов доступа к интернет-магазину Google Play с музыкой, фильмами, приложения и другого рода контентом.
Покупая Apple iPad, пользователь хорошо знает, что получит за свои деньги: доступ к развитой экосистеме с большими возможностями. В то же время, наличие на планшете Android не является достоинством само по себе. Медленная работа операционной системы на не самых новых платформах, большое число некачественных приложений, проблемы с совместимостью – эти проблемы, с которыми сталкиваются пользователи, вряд ли работают на пользу всей экосистеме.
Прошедшая IFA наглядно продемонстрировала, что постепенно это понимание начинает доходить и до производителей. Некоторые из них еле-еле успевают запрыгнуть на подножку уходящего поезда. Например, развитием своей собственной экосистемы медленно занимается Samsung. Флагман продуктовой линейки смартфонов компании, модель Galaxy S III, всего за три месяца разошелся тиражом 20 миллионов экземпляров. При этом лишь в третьей итерации своего флагмана компания догадалась укомплектовать его не только современным «железом», но и набором сервисов. См., например, музыкальный сервис Samsung Music Hub, доступный лишь пользователям Galaxy S III. Или корпорация Sony, изначально имевшая большие возможности по выстраиванию экосистемы, но всерьез озаботившаяся этим недавно: в рамках IFA публике было объявлено о поддержке новым смартфоном
В этом смысле Microsoft со своими «плашетными» версиями Windows 8 и Windows RT действительно имеет неплохие шансы на успех. Во-первых, привычная для множества PC-пользователей экосистема. Во-вторых, налаженные каналы связи с OEM-производителями. Почему бы ASUS, Acer, Sony и Toshiba не оставить бесплодные по большей части попытки завоевания рынка планшетов с помощью Android-устройств, и не сконцентрироваться на выпуске планшетов на Windows. Так что нынешней осенью на рынке будет жарко. Через неделю, 19 сентября, состоится презентация HTC: станет ли компания, которая уже обожглась на неудачном Android-планшете Flyer, заигрывать с планшетной новой версией Windows? Вполне вероятно.
Значит ли это, что Android грозит забвение? Конечно же, нет. Хотя США сегодня являются крупнейшим рынком сбыта планшетов, им на пятки вовсю наступает, например, Китай – самый быстро развивающийся рынок Android-устройств в мире с показателями роста 401% за год. Уже не говоря о развивающихся странах, в которых дешевые Android-планшеты, по определению, будут разлетаться быстрее, нежели более дорогие аналоги от Microsoft и Apple. Тем не менее, приходится констатировать: если некоторые производители до сих пор не могут объяснить преимущества владения Android-планшетом, завтра может быть уже поздно.