Мобильное приложение Path, как стало известно вчера, привлекло $30 млн от целого ряда венчурных фондов и нескольких индивидуальных инвесторов, среди которых владелец Virgin Group Ричард Брэнсон и основатель DST Global Юрий Мильнер. После фантастического $1 млрд, вложенного cоциальной сетью Facebook в фотоприложение Instagram, внимание к этим инвестициям особое: Path с прошлого года рассматривается как один из перспективных объектов для поглощения со стороны гигантов интернет-рынка.
Path, как и Instagram, ориентировано на мобильных пользователей. Как и у Instagram, в основе его модели социальная составляющая: пользователи сети делятся друг с другом фотографиями и сообщениями, делают чек-ины, ставят сердечки (заменители лайков) и т.д. При этом в структуре Path фотоконтент очень важен – пользователям предлагается широкий набор фильтров. Как и звездное фотоприложение, Path изначально было ориентировано на аудиторию Apple, уделяя особое вниманию дизайну, эстетике и визуализации. У Path намного меньше пользователей, чем у Instagram, – около 3 млн, и оно тоже пока почти ничего не зарабатывает. Зато у него уже есть примерная стратегия монетизации: продажа премиальных фильтров для фотографии и процент от продаж контента из сторонних эпп-сторов. Есть у Path и фишка: социальный круг пользователя в сети ограничен – он не может быть больше 150 человек.
В общем, умно, легко, элегантно. Хороший товар. Кто-то это должен купить. Но кто?
Очевидно, в Instagram Марка Цукерберга привлекли значительные показатели роста, десятки миллионов пользователей и отлаженный инструментарий работы с фотоконтентом, который постепенно становится для социальных сетей ключевым. Path cамо по себе является маленьким, закрытым (никаких ссылок на внешний интернет внутри, все коммуникации – только через мобильный телефон), интимным Facebook. Даже формат хроники там практически идентичен фейсбуковскому таймлайну. Зачем Facebook покупать дублера, не очень понятно. Можно, конечно, предположить, что социальная сеть просто решила «зачистить поле» и будет скупать всех растущих конкурентов, но вряд ли акционеры одобрят несколько суперинвестиций просто в красивые рыночные модели, а не в технологии.
В прошлом году Google уже пыталась приобрести Path более чем за $100 млн, но владелец стартапа Дейв Морин тогда отказался от сделки. Еще одна попытка – не пытка. Однако ситуация изменилась. Крупнейшая интернет-компания тащит на себе собственную социальную сеть Google+, где уже зарегистрировалось около 170 млн человек. При иной модели развития Google+ покупка Path казалась бы очень уместной, но точно не сегодня. Камерность социального приложения и его ориентация на мобильные устройства никак не совпадают со стратегией соцсети Google. Она берет размахом и универсальностью: все сразу и в одном месте – от игр до многопользовательских видеочатов. Функциональность Path будет просто некуда уместить в социальном гугловском монстре.
О Twitter как о возможном покупателе крупных стартапов еще несколько месяцев назад никто бы и не подумал. Последнее время компания предпочитает инвестировать в небольшие сервисные проекты (например, сегодня стало известно, что Twitter приобрел стартап Hotspots.io, занимающийся аналитикой в социальных медиа). Однако, как выясняется, амбиции сервиса микроблогов куда масштабнее. Как пишет The New York Times, Twitter серьезно планировал приобрести Instagram, общался с владельцами стартапа и делал им конкретное предложение о покупке, однако руководство фотоприложения сделало выбор в пользу Facebook.
Видимо, в Twitter задумались о расширении аудитории за счет развития и приобретения новых сервисов и функций. Twitter, наряду с «Фейсбуком», – одна из из основных площадок для публикации инстаграмовских фотографий. Дальнейшая интеграция сервиса микроблогов и фотоприложения никого бы не удивила. Чего не скажешь о возможной интеграции с Path: возможность трансляции сообщений из социального приложения в Twitter есть, но пользуются этой опцией немногие – она полностью противоречит самодостаточной идеологии проекта.
Apple
Создатель Path Дэйв Морин когда-то работал в Apple – и это очень заметно, стиль узнаваем. Любые обзоры приложения начинаются с восторженных отзывов: дизайн интерфейса великолепен, лучшее юзабилити среди мобильных сервисов, это просто очень красиво. Одинаковые представления о прекрасном, близкая идеология (замкнутость на себе, снобизм), исключительная мобильность, большая популярность приложения в AppStore, тесное взаимодействие с iTunes (пользователи могут рекомендовать в соцсети музыку, публикуя кусочки композиций из медиатеки Apple), – кажется, они созданы друг для друга. После неудачного опыта с музыкальной соцсетью Ping Apple взяла паузу и больше не давала понять, что интересуется рынком социальных сетей. Может, попытаться еще раз? Союз гиганта и стартапа – iPath – стал бы не менее элегантным решением, чем само приложение.