16 января Facebook представил новую функцию – Graph Search. Мы писали об этом вот здесь, но вкратце – это поиск по друзьям, их интересам и местам, которые они посещали. Хотя функция доступна пока в основном англоязычным пользователям, Slon получил возможность опробовать Graph Search на себе. Вот что получилось. Когда Facebook разрешает пользователю включить Graph Search, он спрашивает, хочет ли пользователь включить новую фичу. Соглашаемся.
Дизайн верхней строки меняется: теперь вместо «Facebook» сверху просто логотип с «F», строка поиска увеличилась. «Исследуйте новый Graph Search», – говорит Facebook. Жмем «Ok».

Наиболее подходящим поиском для меня Facebook посчитал найти тех моих друзей, которые обучались в МГУ. Снова «Ok».

После поиска показывают «персонализированные результаты». Не очень понятно, что имеется в виду, но будем считать, что так и есть.

Дальше Facebook предлагает воспользоваться типовыми поисками – фотографий моих друзей и меня, ресторанов неподалеку и музыки, которую слушают друзья.

Тыкнув в «рестораны неподалеку», получаем список заведений в Москве. По какому принципу отображаются полученные результаты, снова не ясно, но радует, что показывают примерную сумму чека. Карта, которую показывают справа, не слишком подробна, но ее можно увеличить.
Начинаем искать по интересам друзей. К примеру, тех, кто любит театры. Почему-то среди моих друзей театры любят только мужчины.

По-русски, конечно, ничего поискать нельзя – для случаев, когда Facebook не понял, что вы ищете, предусмотрен веб-поиск от Microsoft.

Поискать можно не только среди друзей, но и среди друзей друзей. Здесь уже гегемония женщин.

Запрос можно до бесконечности уточнять. К примеру, здесь показан запрос «Фотографии 2012 года тех моих друзей, которые работают в Slon.ru» (при этом показывают не только тех, кто работает сейчас, но и тех, кто уже не работает).
Можно поискать игры,

фильмы,

и прочие сериалы.

Самое интересное – искать политические пристрастия. К примеру, тех, кому нравится Владимир Путин, у меня в друзьях почему-то не нашлось (но Facebook услужливо предлагает поискать таких среди друзей друзей).

Зато любителей Дмитрия Медведева – сколько угодно (если быть точным – 12). Понятно, что все они просто подписались, нажав «Like», на страницу Медведева в FB, но система беспощадна и говорит прямо: он им нравится.

Вообще, Graph Search – конечно, мощный способ находить о людях всякие гадости. Вот, к примеру, среди моих друзей нашелся один, который любит Vodka (забавно, что группа «Do you speak russian? – yes ,yes, Vodka» проходит по категории «витамины»).

На первый взгляд, Graph Search – забавный и интересный инструмент. В действительности его возможности весьма и весьма ограничены – к примеру, он не смог показать мне, чем мои друзья намерены заняться в ближайшую пятницу, хотя люди добавляют себе на странички различные мероприятия. Кроме того, непонятно, насколько можно доверять друзьям в их выборе мексиканских ресторанов поблизости, музыкальным и кинематографическим пристрастиям – особенно если вы добавляете всех подряд, а не только тех, кого знаете лично. А самое главное, Graph Search – гораздо более мощный удар по приватности, чем Facebook сам по себе (да и вообще по комфортной жизни в когда-то уютной социальной сети). Американские техноблоги умудрились поискать (и самое главное, найти) тех, кто «любит сосать ***», тех, кто «любит гадить себе в штаны», и тому подобные неудобные вещи. Или вот – блог на Tumblr, где находят женатых людей, лайкающих проституток, работодателей, нанимающих юзеров, которым нравится «расизм», и т.д. Неудивительно, что предприимчивые граждане уже сделали приложение FaceWash, которое разыскивает неполиткорректную информацию в профилях пользователей на Facebook и удаляет ее, – чем раньше, тем лучше.


