Фото: Reuters/Brendan McDermid
IPO скидочного гиганта стало вторым по масштабу среди интернет-компаний после первичного размещения Google. Спрос был так велик, что книгу заявок закрыли на день раньше срока, и в результате компания была оценена в $12,7 млрд. Сразу вспоминается недавнее предложение Google купить сервис за $6 млрд. Возможно, «Гугл» назвал и справедливую цену, но факт в том, что другие готовы платить в два раза больше. Groupon выпустил на биржу только около 5,5% своих акций и привлек в общей сложности около $700 млн. Несмотря на то, что еще в марте этого года некоторые поговаривали о капитализации Groupon на уровне $25 млрд (ровно в 2 раза больше уровня, показанного на IPO), результат размещения следует считать успешным. Оценивая результаты, необходимо учитывать непростую ситуацию на биржах, в том числе и в том, что касается акций интернет-компаний (тот же отечественный «Яндекс» сильно просел после бурного роста в день IPO и сейчас торгуется заметно ниже цены первого дня размещения). Необходимо учитывать также общий негативный фон, созданный вокруг Groupon'а. Все больше экспертов и журналистов в последние месяцы задавались вопросами ― насколько устойчиво развитие компании, действительно ли жизнеспособна ее бизнес-модель и правда ли так неисчерпаем рынок, на котором она работает. Часто ответы на эти вопросы давались неутешительные. Бизнес-модель Groupon даже называли финансовой пирамидой, так как компания вынуждена была расплачиваться с партнерами за счет прибылей от прихода новых партнеров ― и если бы число последних упало, Groupon оказался бы, возможно, не в состоянии расплатиться по всем обязательствам. Негативный фон создавали и клиенты, которые нередко жаловались на качество предложений Groupon. Глава российского подразделения Елена Масолова даже написала об этом небольшой текст, в котором признала, что некоторые партнеры компании являются «уродами». Одним словом, Grpoupon разместился удачно. А то, как его акции показали себя в первые часы после начала торгов, и вовсе поражает ― рост приближался к 50%, хотя к моменту написания статьи составлял 37% (следить за их динамикой можно здесь). Стоит помнить, что упомянутый уже «Яндекс» испытал нечто подобное. И это не помешало ему «просесть» чуть позже. Все-таки подобные скачки чаще всего ― не стремление к справедливой цене, а игры спекулянтов. Так или иначе, Groupon сейчас стоит почти $17,3 млрд. И нам остается только завидовать тем кто имел возможность войти в капитал компании до размещения. Кстати, мы знаем кое-кого из этих счастливчиков. Российский фонд DST Global во главе с Юрием Мильнером в прошлом году прикупил акций Groupon на $75 млн. Доля российских акционеров Groupon, таким образом, оказалась на уровне примерно 5,5% (а, может быть, и немного больше). С тех пор капитализация Groupon выросла почти в 13 раз, а стоимость российской доли, таким образом, достигла как минимум $955 млн. Ну что ж, поздравим команду Groupon и наших соотечественников-акционеров. И пожелаем им, чтобы не все инвесторы думали как Роки Агравал, который накануне написал статью «Groupon ― ужасающая с точки зрения инвестиций компания, но я все-таки куплю себе его акций». Иначе падение акций «Яндекса» после IPO покажется легким приседанием по сравнением с тем, что ждет Groupon.