Марвин Ляо, глобальный директор по развитию продаж Yahoo!, говорит, что его компания – у которой по-прежнему нет собственного офиса в России – мечтает зарабатывать на российском рынке, но пока только учится его понимать. Начать знакомство Yahoo! решила не самым тривиальным путем: первым проектом компании станет продвижение туристических возможностей российских регионов. Причем, сначала на Yahoo! Travel, где ежемесячно бронируют туры около 10 млн пользователей, появится не Москва, а Санкт-Петербург и Казань. Официальные полномочия по привлечению клиентов в России в рамках этого проекта получило агентство FCBi (входит в группу Media Arts, выступавшую рекламным партнером заявочного комитета «Сочи-2014»). Yahoo! рассматривает возможность участия в тендере «Сочи-2014» в части онлайн-продвижения – на встречу со Slon.ru Марвин Ляо приехал из Олимпийского комитета. В интервью он рассказал о том, почему проникновение на российский рынок Yahoo! решила начать со спортивных и туристических проектов, и чем его удивило правительство Татарстана.

Стадия проникновения | Качественные старожилы Yahoo! | Поспешай медленно

СТАДИЯ ПРОНИКНОВЕНИЯ

– Что привело вас в Олимпийский комитет?
– В настоящий момент Олимпийский комитет проводит тендер по запуску бренда «Сочи-2014» в интернете, и, поскольку Yahoo! имеет огромный опыт в интерактивном продвижении именно спортивных событий – таких как Олимпиада в Пекине, Чемпионаты мира по футболу в 2002 и 2006 году, мы тоже ознакомились с его условиями. Правда, пока у нас была только первая встреча, всех деталей мы еще не знаем.
Yahoo! вообще смотрит на российский рынок серьезно. Пока мы, конечно, на ранней стадии проникновения, но мы встречаемся, разговариваем с разными потенциальными клиентами, группами, ассоциациями, изучаем, вникаем, получаем информацию.
– А что заставило вас обратиться к теме продвижения регионов России на Yahoo?
– Вот как раз одна из таких встреч – с «Российским союзом туриндустрии» (РСТ). Мы видим, что в России огромное количество интересных мест, которые недостаточно известны в мире и, на наш взгляд, есть огромный потенциал в том, чтобы их раскручивать среди международных путешественников. У нас для этого есть все возможности: портал Yahoo ежемесячно посещают 560 млн человек, Yahoo! Travel – 22 млн, при этом 30 – 40% приходят туда, чтобы бронировать туры, и мне кажется, доля тех, кто мог бы заинтересоваться отдыхом в России, очень высока. Тем более что на развитых рынках доля заказов путевок через интернет уже очень велика. В Европе, например, 22,5% рынка туризма приходится на продажи через интернет. Это 58,5 млрд евро.
Мы уже подписали рамочное соглашение с Северо-Западным отделением РСТ по продвижению Санкт-Петербурга в рамках сервиса Yahoo! Travel с помощью российского агентства FCBi. На днях была встреча с премьер-министром Татарстана Рустамом Миннихановым – мы предложили свои ресурсы для продвижения Казани и Универсиады-2013, в частности.
– Администрацию Татарстана не удивил ваш интерес к российским регионам?
– Нет, это очень прогрессивная администрация, не думаю, что с их стороны было какое-то удивление, скорее, были удивлены мы. Вы представляете себе уровень продвинутости татарского правительства? Это правительство, полностью работающее на электронном документообороте: когда премьер-министру на ноутбук приходит документ, он подписывает его голосом, после чего файл тут же уходит к исполнителю. На входе нас встречала электронная панель с надписью «Приветствуем Yahoo в Правительстве Татарстана».
– Ваши ожидания от бюджетов, которые готовы выделить регионы на продвижение, оправдались? Каковы они?
– О бюджетах говорить пока рано, тем более, это будет частно-государственное партнерство, когда часть рекламных денег будет исходить от туристических и авиакомпаний, которые тоже заинтересованы в развитии туризма.
Но наш подход – стратегический, долгосрочный, и мы понимаем, что кризис затронул и страну, и регионы, в частности. Нам кажется, не так важно, есть ли сейчас у регионов деньги, – они однозначно у них будут в ближайшей перспективе. Москва потратила в кризис почти $60 млн на «Евровидение», а это возвратные инвестиции, и, я думаю, что если нашлись деньги на «Евровидение», то могут найтись вполне серьезные средства и на продвижение исторических мест страны. Притом, что эти деньги тоже в итоге отобьются.
– Есть хотя бы какая-то предположительная сумма, которую рассчитываете заработать?
– Столько, сколько возможно.
– Сколько денег, к примеру, приносят остальные страны Yahoo! Travel?
– Все зависит от выбранного плана размещений, но я могу сказать, что многие страны тратят на Yahoo миллионы долларов. Больше всех – Малайзия, Мексика, Греция, Перу, Корея. Слабо представлены Турция и Южная Африка, но в ближайшее время мы надеемся расширить наше сотрудничество, тем более в преддверии Чемпионата мира по футболу, который пройдет в ЮАР, – мы ведем переговоры. Я знаю, что потенциал продвижения России очень большой, потому что по сравнению с другими странами она намного больше и намного богаче.
– Почему были выбраны именно Санкт-Петербург и Казань? Почему не «Золотое кольцо» или Екатеринбург, например?
– Санкт-Петербург – с одной стороны, наиболее развитый регион, это исторический архитектурный и культурный центр, с другой – он получает гораздо меньше туристов, чем мог бы. И, по-моему, это несправедливо, когда российский Санкт-Петербург представлен на Yahoo! Travel слабее, чем Санкт-Петербург из штата Флорида.
Татарстан нас привлек как один из самых быстроразвивающихся регионов России, к тому же, сама по себе Казань очень интересна – свой Кремль, мечети, церкви. Но мы же пока только начали и предпочитаем не торопиться – безусловно, в будущем планируем охватить и другие города – тот же Екатеринбург. Наверняка есть возможности и в Сибири, но обо всем этом пока рано говорить.
– А своим знакомым вы бы посоветовали отдыхать в России?
– Да, конечно. Я и советую. Я на 110% люблю эту страну.
– И кто-нибудь из них уже приезжал?
– Да, двое моих друзей недавно были. Посетили Санкт-Петербург и Москву. Один из них из Пекина в Москву проехал по Транссибирской магистрали.
– После этого, послушав их отзывы, вы решили продвигать сначала Питер, а потом Москву?
– Нет, от их впечатлений наши решения не зависели. Надеюсь, мы и Москву на Yahoo! Travel приведем.
– Когда Россия появится на сервисе Yahoo! Travel?
– Мы очень надеемся, что в следующем году, – это в большей степени будет зависеть от того, насколько быстро будут одобрены разного рода бюджеты со стороны администраций регионов, и как быстро мы сможем согласовывать программы продвижения. К тому же, турбизнес привязан к сезонности. Огромное количество людей приезжают в Питер летом, чтобы посмотреть на белые ночи, но, возможно, не так много путешественников готово посетить его зимой. Хотя я считаю, что в России и зимой очень красиво, правда, немножко холодно.

КАЧЕСТВЕННЫЕ СТАРОЖИЛЫ YAHOO!

– По всем этим рекламным инициативам партнером в России будет выступать агентство FCBi? – Они будут продавать рекламные возможности Yahoo во всем, что касается туризма. FCBi также сможет предлагать рекламодателям размещение на всех сайтах Yahoo! с IP-таргетингом на российских пользователей. У FCBi будет право на продажу стратегического спонсорства – крупные нестандартные проекты, таргетированные на российскую аудиторию, в том числе. – Сколько это человек и кому они могут быть интересны? – Это около 4 – 5 млн в месяц. С точки зрения охвата мы меньше, чем крупнейшие российские порталы из Топ-5, но, с другой стороны, – наша аудитория очень качественная. Это «первопроходцы» в сети, люди, которые пользуются интернетом уже 7 – 8 лет. Они начали использовать Yahoo! раньше, чем появились многие российские сервисы, а в начале 2000-х годов сам факт присутствия в Интернете был хорошим социо-демографическим маркером. Эти пользователи хорошо владеют английским, хорошо зарабатывают. Поэтому эта аудитория должна привлечь крупных рекламодателей – большие банки, такие компании, как Coca-Cola, PepsiCo, Nestle, «Билайн», «Мегафон», автомобильные бренды. Любой из них, так или иначе, заинтересован в премиальной аудитории, и мы это можем ему предложить. Финансовые ожидания от этого сотрудничества я комментировать не могу, но надеюсь, что IP-таргетинг сможет приносить несколько сотен тысяч долларов в месяц. – Остальные рекламные возможности Yahoo по-прежнему будет продавать +Sol? – Пока мы продолжаем с ними работать (+Sol занимается продажей трафика, размещением баннерной рекламы на Yahoo! – Slon.ru ), но, разрабатывая стратегию на следующий год, рассматриваем разные возможности – нужно ли нам действовать через какие-то агентства или лучше больше работать самостоятельно, развивать собственное присутствие. Пока решаем. Дело в том, что с тех пор, как мы начали работу с +Sol два года назад, ситуация на рынке изменилась, он развивался, и нам необходимо по-новому взглянуть на это партнерство, в том числе. Мы оцениваем их, так же, как они оценивают нас. Многое зависит от того, к каким планам мы прямо сейчас придем, и как будут выглядеть стратегические перспективы. Ну и также, конечно, от того, что одобрят мои боссы. – О вашем решении, продолжать ли сотрудничество с +Sol, станет известно в конце этого года? – Не знаю, возможно, в следующем году. – Почему вы выбрали именно FCBi? – Из-за Владимира [Коровкина, генерального директора FCBi], конечно! (смеется). Но, в целом, потому, что это очень профессиональное агентство. Мы изучали рынок, спрашивали у людей: и FCBi, и группа Media Arts имеют очень хорошую репутацию на рынке. – Участие Media Arts в подготовке заявки на проведение Олимпиады в Сочи сыграло роль в вашем выборе? – Безусловно. Это факт, подтверждающий наличие опыта и большого профессионализма, и то, что было сделано на заявочной стадии группой для Олимпийского комитета, произвело на нас впечатление.

ПОСПЕШАЙ МЕДЛЕННО


– Какие еще рекламные проекты вы планируете в России в ближайший год? – Если честно, мы довольно сильно загружены тем, что у нас происходит сейчас. – То есть, в 2010 году от вас новостей не ждать? – Этого я не говорил. Сейчас в России у нас 5 – 10 текущих рекламных проектов, но в большей степени мы сконцентрированы на туризме, сейчас для нас главное – Питер и Казань. Для таких компаний, как Yahoo!, очень важно не распылить свои усилия, важно последовательно добиваться успеха, иначе можно провалиться, если хвататься за все вещи сразу. Для того чтобы побежать, надо сначала пойти.