Основатель Zynga Марк Пинкус. Фото: Reuters

На IPO выходит разработчик игр для соцсетей Zynga. С тех пор, как стало известно о подробностях IPO, началась уже традиционная для рынка дискуссия – а почему, собственно, эта компания претендует на миллиарды и стоит ли она их?

Надо сказать, что даже после холодного душа с Groupon, тон наблюдателей скорее оптимистичный. Позитива добавила история с актером Алеком Болдуином, которого высадили с борта самолета авиакомпании American Airlines за нежелание перед вылетом прервать игру Words with friends, разработанную Zynga. Аналитики на полном серьезе считают эту историю большим успехом компании перед IPO: «Одна из проблем Zynga заключается в том, что средний портфельный менеджер не относится к играм серьезно. Алек Болдуин своим поступком поможет изменить их восприятие мобильной игровой индустрии».

Если резюмировать, то главные преимущества Zynga, помимо горячей поддержки Алека Болдуина, – это быстро растущий рынок (мировой рынок виртуальных товаров в 2010 г. оценивался в $7,3 млрд, а к 2014 г. может более чем удвоиться), высокая доходность (средняя доходность акций – 26,7%) и гигантский отрыв от конкурентов. Минусы тоже известны: этап быстрого роста Zynga уже закончился, у нее довольно низкая для ИТ-компании чистая и операционная рентабельность, а выручка разработчика слабо диверсифицирована по соцсетям и платформам (90–95% доходов компания получает от Facebook).

На последнем минусе и стоит остановиться подробнее. Финансовые показатели Zynga еще можно настроить, но радикальная зависимость от одной платформы – это системный недостаток, противоречащий устоявшейся управленческой логике. Студент любой бизнес-школы скажет, что компания нарушает основополагающие принципы диверсификации: не доводи зависимость по доходом от одного покупателя/клиента/партнера больше, чем на 60%. 90%-ная зависимость – в нормальной ситуации запредельные риски, в таком режиме обычно живут либо компании сырьевого сектора, либо игроки, публично или скрыто аффилированные с источником дохода. Но Zynga – компания независимая, хотя у нее с Facebook и есть общие акционеры (среди них вездесущие Мильнер с Усмановым). Ситуация специфична еще и тем, что этот системный недостаток Zynga является следствием системного недостатка всего рынка: у компании в любом случае очень мало пространства для маневра, ведь альтернативной социальной сети, сравнимой по инфраструктуре и масштабам с Facebook, просто не существует. Что бы не говорили о локальных конкурентах главной социальной сети планеты, рост, будущее и внятная модель развития просматриваются только у нее. 

У Facebook при этом развязаны руки. Да, социальная сеть тоже в немалой степени зависит от успехов Zynga, собирая 30% с ее доходов. Но такая зависимость от одной игровой платформы не может компанию не беспокоить. У нее, в отличие от Zynga, есть регулирующие инструменты, и она ими рано или поздно воспользуется. Варианты разные. Например, соцсеть может приступить к стимулированию игровой конкуренции и создаст льготные условия для других игроков. Шаг вполне возможный, учитывая попытки Facebook создать собственный магазин приложений. Соцсеть может серьезно изменить структуру распределения доходов и потребовать увеличения комиссии. После того, как в июле Facebook ввела платежную систему Facebook Credits, предусматривающую 30%-ные отчисления от доходов, получаемых разработчиками, прибыль Zynga сразу упала на 95%. Социальная сеть может, наконец, заняться разработкой собственных игр – для этого она может по апробированной уже модели купить любой более или менее перспективный игровой стартап, которых сейчас сотни.

На первый взгляд, удивительно, что игровая компания со столь холодной уверенностью выходит на первичное размещение, имея за плечами такой груз системных рисков. Конечно, публично в Zynga риски признают и даже делают демонстративные шаги в сторону диверсификации. Например, в октябре компания запустила игровой портал Project Z, на котором пользователи смогут поиграть в игры Zynga, минуя Facebook. Но сейчас уже понятно, что это были ритуальные игры с инвесторами перед объявлением о IPO – уж во что во что, а в игры Zynga играть умеет. Но спокойны не только в Zynga, спокойны близкие к компании инвесторы, инсайдеры излучают оптимизм, от будущего IPO не ждут рекордов, но и провальным оно точно не будет.

На что же рассчитывают в Zynga? Осмелюсь предположить, что слухи, ходящие по рынку уже несколько лет, не так уж далеки от истины. Вариант развития событий, который не противоречит логике, хотя пока официально рассматривается как невероятный, кажется все более логичным: Facebook хочет купить Zynga (или как минимум получить контролирующий пакет разработчика), но пока не может это сделать. Зачем иметь под боком независимого игрока, который и так является неотъемлемой частью твоей экосистемы? Фактически Zynga – это Facebook, осталось этот факт лишь формализовать. Это парадоксально, но, возможно, IPO разработчика проводится именно с учетом перспективы IPO социальной сети. В конечном счете Facebook вряд ли хочет привлечь миллиарды только для инвестиций в инфраструктурное развитие. Соцсеть будет покупать, и Zynga в списке возможных покупок, учитывая все вышеописанные обстоятельства, кажется самым приоритетным товаром.