Фото: Reuters
Случилось то, что многие (включая Slon) предрекали: акции Groupon рухнули. Сегодня, после почти мгновенного падения почти на 15%, они торгуются заметно ниже цены размещения, состоявшегося в начале этого месяца. Само IPO было чрезвычайно удачным. Книгу заявок закрыли до срока из-за наплыва желающих прикупить себе немного Groupon, а в день размещения акции взлетели почти на 40%. Но уже тогда было ясно, что не все в порядке с крупнейшим скидочным сервисом мира, чью капитализацию когда-то оценивали в $25 млрд (сейчас фактически она составляет около $11 млрд). Его бизнес-модель называли «пирамидой», а недостатки сервиса признавали даже собственные топ-менеджеры. На рынках, где Groupon зародился, он уже уперся в потолок и перестал расти. В Штатах число сделок снизилось по сравнению с пиком на 10%. Классическим примером того, как бумирует, а потом схлопывается скидочный бизнес, стал Бостон – одна из колыбелей этого рынка. Там число партнеров Groupon упало на 20%, а выручка сервиса – на четверть. В развитых странах люди уже наигрались в эту игру и им надоело. Вся надежда Groupon – на развивающиеся рынки, в первую очередь, Азию. Там еще можно продолжать экстенсивное развитие, хотя доходность там будет заметно ниже, чем на развитых рынках. Groupon отчаянно ищет новую бизнес-модель, но пока не находит. А конкуренты тем временем не дремлют: падение акций, начавшееся еще во вторник, связывают с агрессивной рекламной кампанией и новыми предложениями сервиса LivingSocial, который в Штатах активно сотрудничает с соцсетями и Amazon. Конец ли это «Групона»? Нет, конечно. Конец ли это пузыря, который образовался на рынке скидок? Вполне возможно. По крайней мере, источники New York Times сообщают, что обвал – следствие решения крупных инвесторов выйти из неустойчивого купонного бизнеса.
Динамика акций Groupon, $
Источник: NASDAQ