
Фрагмент картины Ремедиос Варо "Вампиры-вегетарианцы"
«Поистине, это какая-то гора проектов и неудач,– отзывался великий писатель и философ Гилберт Кит Честертон об одном политическом деятеле своего времени. И добавлял: – Но все же – гора; а горы романтичны!»
Примерно такое же ощущение складывается при чтении новой книги Дэвида Брукса «Вторая вершина. Величайшая книга размышлений о мудрости и цели жизни» (выходит в апреле в издательстве Бомбора).
Дэвид Брукс (род. 1961) – известный американский колумнист и писатель, консервативный комментатор, выступающий по самому широкому кругу вопросов политики, социальной психологии, и культуры. По-русски издавались его работы «Бобо в раю», «Общественное животное» и «Путь к характеру».
Броское русское название новой книги несколько банализирует оригинал: по-английски работа Брукса, вышедшая пару лет назад и сразу же, как и другие его сочинения, ставшая огромным бестселлером, носит подзаголовок The Quest for Moral Life – «в поисках нравственной жизни».
Иными словами, «Вторая вершина» продолжает ход мысли, по которому консервативный автор последовательно продвигается из книги в книгу: поиск «правильного» паттерна достойного и морального поведения для человека и в целом для общества в современном мире.
Так вот, о «горé проектов и неудач»: одна из центральных тем «Второй вершины» – наши попытки рационально выстроить собственное будущее. Почему же эти попытки так часто терпят крах, почему планы не сбываются, а достигнутые цели оборачиваются разочарованием?
Дело в том, что мы переоцениваем как возможности нашей интуиции, так и мощь рационального анализа, пишет автор книги. Именно этой проблеме посвящен отрывок из главы «Четыре обязательства», который мы публикуем с любезного разрешения издательства.
Кстати, Честертона в начале мы приплели совершенно не случайно: Дэвид Брукс очень ценит английского мыслителя и часто цитирует его в своих работах. Новая книга – не исключение.
>> 83% всех корпоративных слияний не приносят акционерам выгоды
-
ну, так себе аргумент. может, часть слияний и проводилась в попытке не получить убытки на каком-то рынке (упустив те возможности, которые дает слияние)
Человек выбирает (то есть, когда именно добровольно, без принуждения) свой жизненный путь исходя только из двух побуждающих мотивов - из личных желаний, надежд на получение "удовольствия", "приза" (а точнее образа желаемого) и из личных страхов (также образа страха) невозможности достичь/получить желаемое... Почему же неизвестно, как пишет автор?
Что же он книги пишет, если он такой умный?
Напоминает заезжего бизнес коуча с лекцией: "Секрет успеха Стива Джобса".
честно говоря, в изложении Гейзенберга и Хайтина с Колмогоровым эта теория звучит гораздо интереснее. и не надо ждать апреля в издательстве Бомбора
Как мне кажется, интуитивное принятие жизненных решений, лучше, совершенных по расчету. Расчет - от Дьявола, интуиция - от Бога. Дело в том, что расчет направлен на достижение корыстных интересов, но корысть или утилитарная польза не могут быть целью жизни. Об этом хорошо сказано у Пушкина:
"Зачем от гор и мимо башен
Летит орел, тяжел и страшен,
На чахлый пень? Спроси его.
Зачем Арапа своего
Младая любит Дездемона,
Как месяц любит ночи мглу?
Затем, что ветру и орлу
И сердцу девы нет закона."
В фильме "Обыкновенное чудо" Волшебник (Янковский) говорит "Слава храбрецам, которые живут себе, как будто они бессмертны".
Много лет назад я написал стихи о связи наших расчетов с миром, в котором живем. Они, как мне кажется, еще и о времени, бывшем тогда, и в котором живем сейчас.
Богемный мир и тайны бытия.
Обыденность созвучий и мотивов.
Но новизной изысканных извивов
Вдруг поражает странный вития.
.
Он этот мир и видит, и не видит,
Безумно бормотанье в полусне.
Так ручеек тоскует о весне
В мороз, когда почти невидим
.
И иллюзорен знойный летний день.
Нам кажется - ему не быть вовеки,
И от кошмаров закрываем веки.
О, Боже мой, какую маску не надень,
.
Как не пытайся скрыться от судьбы -
Пророческое слышно бормотанье:
Ждет впереди прощенье и прощанье.
А мы гадаем: если б да кабы ...
10.02.98
Интуитивный поступок часто не выгоден по прагматическим причинам, но правилен по экзистенциональным.
Представленный отрывок из книги небесполезен. Из него, однако, непонятно, как ответить на заявленный ключевой вопрос: в чём механизм взаимодействия логики и чувства при принятии решений? Ведь требуется, и то, и другое. Не доверяться интуиции – это радикально ошибочная рекомендация. Вообще-то на эту тему у духовных учителей Востока много чего сказано. Странно, что автор книги их не упоминает. Считать демона вдохновителем творчества – это прям бесовщина какая-то. У кого-то может он и вдохновитель, значит и творчество соответствующее. Мнение «величайшего в мире психолога Тверски», что самое главное решение в жизни (выбор жизненного пути) принимается практически случайно, свидетельствует о том, что г-н Тверски является отчаянным атеистом. Если это так, то он вряд ли величайший психолог. В мире ничто не происходит случайно. В целом складывается впечатление, что автор книги Брукс довольно поверхностно изучил тему.
бывает психология, а бывает психоложство. вот этот текст - пример последнего :(
главное - самому обозначить свою книгу как "величайшая", остальное приложится.)