Севший на мель поперек Суэцкого канала контейнеровоз Ever Given, принадлежащий компании Evergreen, стал предметом насмешек в интернете и споров в экспертном сообществе. Пока западные СМИ обсуждали будущее мировой торговли и альтернативные маршруты, российские госслужащие и топ-менеджеры обнаружили в сложившейся ситуации выгоды для отечественной экономики. Так, вице-премьер Юрий Трутнев назвал Северный морской путь (СМП) «резервным вариантом» для международных грузоперевозок, а старший вице-президент РЖД Борис Лапидус ожидает, что иностранные партнеры «будут более внимательно относиться к возможности переключения чувствительных к срокам доставки грузов на Транссибирскую магистраль».
О потенциале СМП уже подробно рассказал замруководителя Центрального научно-исследовательского и проектно-конструкторского института морского флота Александр Буянов. Вкратце: через пять-шесть лет количество перевезенных контейнеров через СМП составит только 5% от тех объемов грузов, которые ежегодно проходят по Суэцкому каналу. А вот в ответ на предложение РЖД советуем обратить внимание на инфраструктурный проект Китая, затмевающий некогда великий Транссиб, – самую длинную в мире железную дорогу Иу – Мадрид (YXE).
Поезд на железнодорожном маршруте Иу – Мадрид. Фото: wikipedia.org
Стоимость перевозки контейнера по морю 80 центов за милю и 2,75 доллара, если по железной дороге. Так что возили морем и будут возить.
Навряд ли кто-то считает возможным отнять большую долю перевозок у морских маршрутов. Эксперты говорят лишь о диверсификации глобальных цепочек поставок, чтобы по морю перевозили не 90% грузов, а условные 70-80%, в том числе для минимизации ущерба от подобных "пробок".
Интересно, но ведь морем и путь длиннее.
Длиннее, но и шире :) Суда могут идти параллельными курсами, а поезда нет - только один за другим. При этом грузоподъёмность контейнеровозов на порядки выше чем у жд состава
Ничо-ничо! Песочка в канал подсыпали, а уж в "средней полосе России" партизаны тоже найдутся! Как составы под откос пускать - помнят! И, вот - никакой альтернативы, кроме СМП!
Так какие участки дороги в России входят в данный путь и на каких условиях? Что значит дорогой (и на участках в России, и в Германии) «владеет Китай»? Тема не раскрыта.
В России дорога проходит через Соль-Илецк — Москва, и через Москва — Красное — Минск (РЖД). Вот схематичная карта https://img.zgyww.cn/pic/0/10/04/75/10047570_908961.jpg
А вот более точная — основной маршрут проходит через Илецк https://pic3.zhimg.com/80/v2-9faa44e8ab2a5332dbd9cd9d64d16eba_1440w.jpg
Имелось в виду, что это компания — оператор железной дороги в Китае
Всё таки правильнее говорить не о новой дороге, а о новом коридоре. Ибо отдельные участки этого коридора управляются различными железнодорожными администрациями (CR, КТЖ, РЖД, БЧ, PKP, DB и др.). Более того эти участки, имеют разную колею. Поэтому проблема перегрузки контейнеров на китайско-казахской и белорусско-польской, франко-испанской границах по прежнему актуальна. Хотя в начале 2000-х Китай довольно активно продвигал проект строительства железной дороги нормальной ("европейской") колеи через территорию Казахстана, Узбекистана, Туркмении в Иран.
Далее, неверно утверждать, что уровень технического оснащения Транссиба ниже, чем у данного коридора. Скорее наоборот =). Например, по территории Казахстана коридор образован в значительной части однопутными неэлектрифицированными линиями. Вся проблема в уровне загрузки. Трассиб заполнен поток угля что в западном направлении, что в восточном. И вся модернизация, которая активно ведётся с 2016 года направлена, в первую очередь, на пропуск ещё больших объёмов угля. В результате, контейнерные поезда вынуждены двигаться практический с той же скоростью, что и уголь. В сравнении с этим даже хуже оснащенные участки могут обеспечивать контейнерам большую скорость. Ну и расстояние чуть меньше.
Да, у Казахстана тоже есть проблемы с железными дорогами, в этой статье обзорно объясняются причины https://www.policyforum.net/kazakhstan-a-growing-rail-hub/
Хотя Китай планирует инвестировать в модернизацию КЖД в рамках программы Нового Шелкового пути, в том числе для расширения поставок на Ближний Восток. Плюс КНР и Казахстан на официальном уровне ожидают роста железнодорожных грузоперевозок на 16,7% в этом году, что, по-моему, тоже объясняет важность именно этого направления для Китая http://www.mofcom.gov.cn/article/i/jyjl/e/202103/20210303047827.shtml
Я в статье скорее пытался рассмотреть разницу в российском и китайском подходах к железным дорогам с точки зрения инициативы, инвестиций, планов, учитывая, как затор в Суэцком канале пытались использовать наши государственные СМИ.
Про модернизацию Транссиба мне рассказывали в далёком 2001-м на парах Общего курса железных дорог. Прошло 20 лет. Воз и ныне там.
В 70-е, когда я училась, студентов отправляли в стройотряды на БАМ. Прошло почти 50 лет.
Так БАМ ведь и построили. 50 лет - о чем?
Без модернизации, о чем упоминается в статье, БАМ не может составить конкуренцию YXE. Нынешней верхушке это не очень интересно - они грезят о СМП.