Пожалуй, самая горячая новость последних дней в музыкальной индустрии – "слив" в интернет альбома Земфиры "Z-Sides". Это сборник не издававшихся ранее песен, последний альбом, после издания которого, прекращаются отношения Земфиры и компании Real Records в рамках их многолетнего контракта. Альбом был предметом спора артистки и издателей – в 2007-м году, вместо того, чтобы выпустить его, она решила самостоятельно опубликовать собрание новых песен под названием "Спасибо" и сделала это при поддержке "Евросети" и ИД "Коммерсантъ". Теперь долг возвращен. Более того, альбом "Z-Sides" был сдан Real Records еще в ноябре 2008-го года. Все это время поклонники ждали, когда же долгожданная пластинка появится на прилавках. Издатели не торопились с релизом, исходя из собственной, никак не комментировавшейся логики. О том, что Земфира с долгами рассчиталась, публика узнала из сообщения на ее сайте, а Real дату релиза все никак не сообщал. Вообще, сам факт того, что на протяжении четырех месяцев альбом не попал в интернет – настоящее чудо. Запись существовала не в одном и не в двух экземплярах, но все стороны проявили выдержку и придерживались джентльменского молчания – не поднимали особого шума вокруг пластинки. Незадолго до того, как альбом все-таки попал в сеть, автору этих строк довелось побеседовать на тему релиза "Z-Sides" c одним из участников рынка звукозаписи. Он подтвердил то, что давно известно: звукозаписывающая индустрия находится в глубоком кризисе. В качестве примера он привел цифры продаж нового альбома группы "Любэ" "Свои". В первую неделю продаж, которая началась концертами группы в Кремле и в питерском "Ледовом дворце", было продано 700 экземпляров диска по цене 300 руб. При таких мизерных продажах релиз "Z-Sides", как и любой другой даже очень громкой работы, не имеет коммерческого смысла. С другой стороны, компания Gala Records, выпустившая в ноябре на CD альбом первого интернет-героя страны Петра Налича, отчитывается о рекордных для нынешних непростых времен продажах. Тираж альбома "Радость простых мелодий" исчисляется сейчас чуть ли не десятками тысяч. И это притом, что диск был официально доступен для свободного скачивания в интернете! Впрочем, и информация о низких продажах "Любэ", и цифры Налича поступили от заинтересованных лиц, верить им на сто процентов было бы неправильно. Но других способов исчисления проданных экземпляров музыкальной продукции у нас нет. Ничего подобного североамериканской системе Nielsen SoundScan, на основе данных которой составляют, к примеру, чарты журнала Billboard, представить себе в России невозможно. Несмотря на рапорты об успехах в борьбе с пиратством, торговля CD и DVD (в особенности – в провинции) остается далеко самым не прозрачным бизнесом. Главные деньги в индустрию приходят от концертов, и участникам игры выгодно манипулировать общественным мнением, чтобы влиять на капитализацию артиста на концертном рынке. "Слить" альбом Земфиры в сеть могли с десяток человек, включая, в силу определенных обстоятельств, и автора этих слов. Сетевые комментаторы предлагают самые разнообразные версии. Рекорд-лейбл мог слить альбом, чтобы не заморачиваться насчет его "физического" выпуска, типа: "кто ж его купит, если он и так всем доступен". На этот случай есть пример господина Налича. С другой стороны, есть версия, что альбом могла выложить сама певица – чтобы "зарезать" громкий релиз дебютного альбома новой протеже "Реала" Татьяны Зыкиной, потенциальной конкурентки. Версия, безусловно, оскорбительная для Земфиры, но, тем не менее, активно обсуждающаяся. Следы "слива" теряются где-то в недрах фанатских сообществ "вконтакте" и т.п. Правды не узнать никогда. Можно просто считать, что релиз в том или ином виде уже состоялся. В конечном счете, музыка попала к людям, и теперь можно хоть до бесконечности рассуждать на тему упущенной прибыли. Как сказали в аналогичном случае музыканты Metallica, акт искусства состоялся, так теперь обстоят дела.