Алексей Навальный Фото:  Navalny / Instagram

Алексей Навальный Фото: Navalny / Instagram

С момента ареста Алексея Навального в публичном пространстве тлеет вялотекущая дискуссия о том, насколько его решение о возвращении в Россию было оправданным. Сначала, на фоне протестных акций, оппозиционно настроенная общественность излучала оптимизм и веру в мудрость решения, потом состояние Алексея ухудшилось – и тон изменился. Со временем эта дискуссия стала обрастать все новыми сюжетами, начиная от обсуждения неких то ли «предателей», то ли плохих «советников» и «экспертов», приведших Навального к неправильным решениям, и заканчивая обвинениями в работе на Кремль всех тех, кто в любой форме сомневается в непогрешимости решений вождя оппозиции.

В рамках этой дискуссии позволю сначала высказать свое предположение о том, как реально принималось это и ему подобные решения. А потом о тех последствиях, к которым, на мой взгляд, это решение скорее всего приведет.

Решения, герои и случайности

Нассим Талеб в книге «Черный лебедь» говорит примерно следующее (излагаю не дословно). Если вы прочтете 100 книг про успешных бизнесменов или политиков, то сможете из этих 100 книг сделать обобщенный вывод: для того чтобы добиться успеха, надо быть амбициозным, твердо идти к поставленной цели и рисковать. Однако сходите на кладбище. Там вы найдете множество могил не менее умных, твердых и амбициозных людей, которые рисковали, но вместо успеха умерли. Без понимания масштабов кладбища чтение книг о преуспевших слишком сильно искажает ваши представления о правильной стратегии поведения.

Это одна из разновидностей так называемой «ошибки выжившего» – ситуации, когда по одной группе объектов (выжившим, великим) данных много, а по другой (погибшим, неудачникам) данные почти отсутствуют.

Мы склонны объяснять достижения великих людей их выдающимися качествами, недооценивая значение случайности и фактора удачи. Если человек не родился в семье представителя высшей элиты, то подняться на политический Олимп, без того чтобы ему несколько раз крупно повезло, практически невозможно. Как правило, чтобы воспользоваться результатами этого везения, человек должен обладать сильными качествами. Иногда везение выпадает за просто так в виде шанса, которым надо суметь воспользоваться. В других случаях, чтобы участвовать в лотерее, необходимо сделать ставку. Порой очень высокую.

Изучая историю, мы все время забываем про кладбище имени Талеба. Мы видим Чингисхана, Христа, Наполеона, Ленина и забываем о десятках тысяч тех, кто, обладая аналогичными качествами, канул в безвестности. Многие великие держали удар и неоднократно поднимались после трудностей и поражений. Но сколько тех, кто неоднократно поднимался после трудностей и поражений, но после очередного подъема был случайно убит, ни на что не повлияв и никем не став?

Тысячи людей с талантами Чингисхана или Наполеона закончили свою жизнь нелепой ситуацией, в которой один из множества взятых ими рисков случайно реализовался. Из этих тысяч в учебники истории попали лишь те единицы, которым сначала случайно выпало несколько зеро подряд, а уж потом появились опыт, ресурсы и эффект ореола (вера людей в вождя, страх противников перед гением и т.д.). И если, получив все это, «великому» хватало ума остановиться и перестать делать рискованные ставки, то даже появлялся шанс удержать выигранное.