Визит президента Украины Владимира Зеленского в Париж, состоявшийся в пятницу 16 апреля, был объявлен до звонка Джозефа Байдена Владимиру Путину, послужившего сигналом к снижению напряженности между Украиной и Россией. Беспрецедентная концентрация войск на границе могла привести к эскалации в любой момент. Одни эксперты рисовали вероятные сценарии вторжения России на украинскую территорию и пытались оценить уровень возможного сопротивления. Другие эксперты уверяли, что воевать никто не собирается и что дальше демонстрации силы дело не пойдет. Тем не менее западный мир не на шутку встревожился, заявления о беспокойстве и призывы к сдержанности прозвучали от США, ЕС и НАТО, а также от отдельных стран. В то же время Киев старался заручиться военной и политической поддержкой в Вашингтоне и Брюсселе, чтобы не оказаться в одиночестве перед более могущественным противником.
Встреча с Эмманюэлем Макроном стала частью этой дипломатической активности. Разговор Байдена и Путина, как и обещание Шойгу скоро закончить внезапные учения российской армии, возможно, дают Украине небольшую передышку для продолжения консультаций с союзниками и поиска новых форм противостояния России.
В конституции Украины закреплен курс на достижение полноправного членства в ЕС и НАТО, о чем президент Зеленский и министры правительства не уставали напоминать в течение последних неспокойных недель. Очевидно, что в обозримом будущем вступление не представляется возможным, но существуют промежуточные статусы партнерства, позволяющие рассчитывать на следующий этап. Между тем внутри ЕС и НАТО нет единства относительно степени желательного сближения с Киевом. Так, «ключевые союзники Украины» в составе США, Великобритании, Канады, Польши и Литвы провели отдельные переговоры и выразили «непоколебимую поддержку» евроатлантическому выбору Киева. Президент Турции Эрдоган тоже одобрил идею сближения Украины и НАТО. Но по мере удаления от российско-украинской границы энтузиазм европейцев снижается. В частности, Германия и Франция, без согласия которых изменения в НАТО и ЕС не состоятся, сочетают твердую позицию по территориальной целостности Украины, включая Крым и Донбасс, с критикой Киева за отсутствие реформ, низкое качество государственного управления и масштабную коррупцию. Они же являются участниками переговоров в «нормандском формате», где уже никто не надеется на выполнение Минских соглашений. При этом с Берлином есть еще особые разногласия в связи с «Северным потоком 2». Таким образом, визит Зеленского в Париж был необходим для обсуждения российско-украинского конфликта с той частью ЕС и НАТО, которая не полностью разделяет взгляд из Киева на происходящее. В этих беседах Владимир Зеленский имел возможность изложить и обосновать свою позицию не только по текущим событиям, но и по стремлению «не чувствовать себя в ЕС и в НАТО как в гостях», как он выразился в интервью Le Figaro накануне визита.