Фестиваль «Мода и стиль в фотографии» – второй наряду с «Фотобиеннале» флагманский проект «Мультимедиа арт музея» (МАММ). Они проходят поочередно, в этом году публике показывают «Моду и стиль». Последние три-пять лет выставки в МАММ и его директора Ольгу Свиблову нередко критиковали, отмечая некоторую стагнацию обеих биеннале. Особенно доставалось «Моде и стилю»: многие отмечали ее неотличимость от «Фотобиеннале», а также малое число не только собственно фотографий моды, но и вообще интересного фотоматериала. Ольга Свиблова от этого не открещивалась и подтверждала, что кризис действительно имеет место быть – хотя бы потому, что и сама мода сейчас в кризисе.
И вдруг, несмотря на пандемию и все те сопутствующие ограничения, о которых уже надоело говорить, но невозможно сделать вид, что их нет (в МАММ не скрывают, что планы менялись, выставки отменялись и подтверждались в последний момент), впервые за долгое время «Мода и стиль в фотографии» выглядит современной, актуальной, интересной и законченной.
От Николь Кидман до митинга
Сейчас в МАММ открыта ретроспектива американского классика Лорен Гринфилд «Одержимые успехом» и выставки наших соотечественников – «Поток» Бориса Назаренко, «Режим тишины» Юлии Майоровой и «Crazy это сразу» Эмми Америки. Работы Бориса Назаренко к моде имеют опосредованное отношение, а вот остальные высказывания, размещенные рядом, удивительным образом складываются в единый разговор о природе глянца, гламура и их месте в современной жизни.
«Одержимые успехом» – большое двадцатипятилетнее исследование Лорен Гринфилд. За эти годы фотограф побывала во множестве стран, где интенсивно тратят большие деньги. В том числе и в России – и фотосвидетельства красивой жизни обеспеченных россиян тоже включены в экспозицию.
Несомненная удача выставки еще и в том, что она мультижанровая. Помимо собственно фото можно увидеть видео. И это прилично усиливает эффект: одно дело увидеть пойманный на фото миг, когда в ночном клубе разбрасывают деньги, и совсем другое – когда смотришь на видео, как их все кидают, кидают и кидают – а они не заканчиваются.