Если бы Виктора Медведчука не было, его стоило бы придумать. Кум Владимира Путина, лидер главной пророссийской партии Украины, олигарх с обширной бизнес-империей – идеальная мишень для украинского президента, стремящегося доказать обществу свой патриотизм. С влиянием Медведчука на украинскую политику боролся Петр Порошенко (правда, впоследствии выяснилось, что за время его правления Медведчук только окреп), теперь за одиозного политика взялся Владимир Зеленский. Украинская Генпрокуратура выдвинула против Медведчука подозрение в государственной измене, и кажется, что на этот раз его политической карьере пришел конец. Однако атака на Виктора Медведчука повышает ставки и для самого Зеленского.
Почему Медведчук?
Виктор Медведчук занимает особое место в украинской политике: бывший глава администрации президента Леонида Кучмы, на этом посту был известен введением цензуры (так называемых «темников») на украинском телевидении, потерял должность после победы «оранжевой революции» и с тех пор стремился вернуть утраченное влияние.
Основной политический актив Медведчука – близость к президенту России Владимиру Путину: в 2004 году, незадолго до низвержения с вершин власти, Медведчук заполучил в крестные отцы своей дочери российского президента (а ее крестной матерью стала жена Дмитрия Медведева Светлана). Используя высокие связи в Кремле, Медведчук упорно шел к цели – стать ключевым пророссийским политиком Украины. Окончательно в роли «руки Москвы» он утвердился после создания в 2018 году партии «Оппозиционная платформа – За жизнь», занявшей второе место на парламентских выборах 2019-го. В это же время Медведчук создал медиахолдинг из трех телеканалов (формальный владелец – народный депутат Тарас Козак).
Кроме того, при президенте Порошенко Медведчук играл большую роль в установлении неофициальных контактов с Кремлем, был посредником при обмене пленными и беспрепятственно летал на личном самолете в Москву (при официальном запрете на прямое авиасообщение). Несмотря на то что в СМИ «кум Путина» всячески демонизировался, его положение со временем только укреплялось. Порошенко не препятствовал политическому усилению пророссийской оппозиции, рассчитывая на нее как на удобного спарринг-партнера во время президентских выборов.
Однако неожиданная победа Зеленского спутала карты и Порошенко, политтехнологи которого делали ставку на борьбу с пророссийским реваншем, и Медведчуку, который приобрел в лице нового президента последовательного врага.