Давно я не игрывал в подкидного дурака, и в этот раз партия закончилась проигрышем. Досадно – пришлось уступить 15-летним пацанам. Мини-турнир проводился в стенах весьма средней челябинской школы. Вполне, надо заметить, официально и в рамках программы дополнительного образования. С легкой руки актеров из "Нашей Раши" Челябинск стал городом, где жители настолько суровы, что прикуривают от доменной печи. Теперь это еще и город, в котором на уроках учителю не идет масть… Страшный сон директора любого учебного заведения – пубертаты, мусолящие на лестнице между этажами или в туалете "карты игральные атласные" сомнительной чистоты. За такое в мое время полагалась запись в дневнике и вызов родителей. – Да моим предкам, в принципе, пофиг, – говорит Антон. Он щеголь: выбритые "лесенкой" виски, светлая куртка. Годам к двадцати обзаведется фляжкой с коньяком в кармане, а умение хорошо играть в карты станет одним из пунктов в реестре прописных истин, которые он вывалит перед уже своим отпрыском. – Им главное, чтобы я без дела не болтался. Мать и отец работают с утра до вечера, у меня первая смена. Им же спокойней, когда я в школе до вечера остаюсь. Эксперимент, начавшийся в Челябинске в этом учебном году, можно назвать уникальным: впервые ученикам разрешили играть в карты в школе. Более того, их учат, как удобнее всего оставить в дураках ближнего своего, хотя цели, как водится, преследуются благие. – По нынешним образовательным стандартам ученик должен 10 часов в неделю тратить на внеучебную деятельность, – объясняет начальник городского управления образования Александр Кузнецов, – это могут быть и танцы, и пение, и спорт. Для блока интеллектуальных игр мы закупили шахматные и шашечные доски, наборы для игры го, судоку и карточные колоды. Обучение интеллектуальным играм ведется на добровольной основе. К пению и танцам, как вы сами понимаете, ученики особо не тянутся. Го и судоку… Тут крепко думать надо. А добровольно обучаться игре в карты – это пожалуйста, и с превеликим удовольствием. – И ведь в чем заковыка, – удивляется заместитель директора по отделению шашек спортивной школы №9 Александр Сапрон, "проводник" идей городской администрации по внедрению карточных игр в обучающую программу. – Русских людей никто не учит играть в карты, однако все умеют. Постоянно проводятся чемпионаты и России, и мира. А где этому учиться детям? Ответ один – на улице. Это неправильно, и в рамках интеллектуального всеобуча мы включили карты в факультативный курс. Если есть желание у преподавателя и у учащихся заниматься спортивным подкидным, то нет проблем. Об отношении родителей учеников к подобной практике Сапрон говорит неохотно и приводит пример школы №100. Узнав, что детей будут учить играть в карты, мамы и папы испытали сложные чувства – что-то среднее между недоумением и желанием написать жалобу в приемную президента. – Нам пришлось долго объяснять, что подкидной – спортивная игра, для которой есть определенные правила. При помощи карт мы учим детей логическому мышлению, дети лучше адаптируются в коллективе. Только после этого родители согласились, – говорит замдиректора шахматно-шашечной школы. – Видимо, это инерция сознания. В петровские времена шашки были вне закона, зато в карты играли практически все. В советской России наоборот. Щадя тонкую душевную организацию родителей, в учебных планах присутствует графа "спортивный подкидной", а не просто "дурак". Выбор игры объясняется просто. – Доступный инвентарь. Нам помогла федерация спортивного преферанса, выделившая 400 карточных колод на 24 школы, участвующих в программе, – рассказывает Александр Николаевич. – Обучение простое, да и понятно как-то все само собой. Комплекты Лего тысяч за шесть каждый мы просто себе не можем позволить. Создалось ощущение, что внедрение курса карточной игры в челябинские школы – чиновничья пиар-акция. Моя подозрительность, как выяснилось, развивалась в правильном направлении. Преподаватель средней школы №73 Алина Толокнова, куратор интеллектуального всеобуча подтвердила, что изначально шел разговор о карточных играх высшего порядка: бридж, покер, преферанс. – Поначалу я обрадовалась, сама люблю в преферанс играть. Но с сентября до сих пор нет никаких методических материалов по этим играм, – жалуется она. – Взамен нам предложили играть в дурака. Мы, конечно, с ребятами не ограничились этим и начали изучать покер. Попробовали "тысячу", но как-то у нас она не пошла. Все было хорошо, но деньги за полгода занятий преподавателям заплатили только сейчас. Средняя школа №73 расположена в Металлургическом районе Челябинска. "На ЧМЗ", как здесь говорят. Это район, построенный вокруг железного гиганта "Мечела", самый, пожалуй, неблагополучный в экологическом плане кусок неумытой столицы Южного Урала. Среди многих российских городов Челябинск и челябинцы выделяются своей непричесанностью. Город, построенный второпях и для войны. Промышленный придаток, в котором биотуалет на остановке общественного транспорта вызывает шок. И люди здесь такие же простые и несгибаемые, как низкоуглеродистый профиль металла на прокатном стане. Водка – скорее продукт первой необходимости, чем спутник порока. Зарплаты в Челябинске низкие, а цены на фоне агонизирующего сельхоза почти столичные. Глупо продолжать сыпать эпитетами, все равно люблю этот город за его бесхитростное стремление выжить любой ценой и за то, что здесь родился. Но вот район ЧМЗ не вызывает нежных чувств, все-таки тяжелая часть таблицы Менделеева во вдыхаемом воздухе – это уже перебор… Так вот, о деньгах. Алине Толокновой сотоварищи заплатили в три раза меньше, чем обещали. – Нам заявили, что учительский час будет стоить 140 рублей "чистыми", – рассказывает она. – Если работать два часа в неделю – получалась тысяча, это нормальная подработка для учителя. А работать за 48 рублей в час никакого интереса нет. К тому же всю методическую литературу мы покупали на свои деньги. Директор вошел в наше положение и сейчас насильно учителей никто не заставляет преподавать игру в карты. Но мне стыдно смотреть в глаза коллегам, которым я, как куратор, обещала другую сумму. Толокнова до недавнего времени с удовольствием резалась с учениками в покер. Меня заинтересовало, как же ее молодые партнеры по картам умудрялись сохранять невозмутимое выражение лица, необходимое покеристу. – Ой, да вы что, – смеется она, – они же такие шулера и жулики, для них скрыть эмоции было просто. Я сначала взяла 10 класс, но выпускники что-то не потянули карты, у них своих забот много – поступление в вуз, армия... Тогда начала играть с 8-ми классами. Знаете, надо быть немножко хулиганом, чтобы стать картежником. У меня был хороший шанс детей вернуть в школу, оторвать их от компьютера, а то они встают утром и лезут на свои странички в "Моем кругу", "В контакте"… Идея интеллектуального всеобуча была хорошая. Но, как обычно, ее испортили чиновники. Управление образования поступило с нами некрасиво. Его начальник Александр Кузнецов собрал директоров школ, сообщил о намерении включить карты в программу дополнительного обучения, а потом сразу организовал пресс-конференцию, где рассказал об интересном эксперименте. И все. Местные СМИ очень ехидно прошлись по "дураку" в школах, денег преподавателям заплатили так, что лучше бы уж и не платили. Зачем начинали эксперимент? Для отчетности? …Пацаны сели играть "на победителя". Проигравший обязан написать о неудаче на своей страничке "В контакте". Чтобы вся школа была в курсе. Через полчаса победил Антон. Я собрал вещи и вышел на улицу. После "турнира" и разговора с учителем уже дважды почувствовал себя в дураках.