31 мая 2021 года в большом телеинтервью каналу РБК-ТВ первый вице-премьер Андрей Белоусов нарочито публично сообщил аудитории канала (не самой большой – но в считанные минуты новость была на всю страну сначала деловыми, а затем и прочими СМИ) о том, что металлургические компании «подняли цены <на свою продукцию> на внутреннем рынке в соответствии с ростом мировых цен». Таким образом «металлурги нахлобучили нас – государство, бюджет – в части госкапвложений и гособоронзаказа примерно на 100 млрд руб. по году», уточнил Белоусов. Эти деньги, по мнению чиновника, металлурги «должны нам вернуть в виде налога». Далее вице-премьер порассуждал о том, каким бы мог быть такой налог, высказав предпочтение НДПИ (а не, к примеру, экспортной пошлине/ демпферу”).
В этот же день прозвучал резкий ответ лидера металлургической отрасли – владельца НЛМК Владимира Лисина. В его реплике содержались такие необычные для публичной полемики крупного бизнеса с правительством выражения, как “неизгладимый синдром Госплана – болезнь «красных глаз» (?) и утверждения о готовности отрасли, «отработав один день бесплатно», обеспечить целевую поддержку (вероятно, в рамках ценовых соглашений) «чувствительным социально объектам», перечень которых она (вероятно, от правительства) запрашивала, но не получила. А отраслевая ассоциация, не дожидаясь конца полугодия, доложила о почти двухкратном росте налоговых отчислений и максимальном за 20 лет объёме инвестиций. Кроме того, прозвучал и достаточно интересный тезис о годичном запаздывании планирования/бюджетирования бюджетных строек от начала строительства, что также ведет к использованию нереалистичных цен.
На следующий день состоялось совещание владельцев металлургических компаний с отраслевым министром (на котором их, по слухам, в основном успокаивали).
Конец острой фазе дискуссии на ПМЭФ-2021 положил президент, попросив металлургов не обижаться на «возможно, резковато» высказывавшегося первого вице-премьера. Путин же обозначил и направление решения проблемы – долгосрочные контракты на поставку металла для нужд строительства или оборонного комплекса.
Наконец, уже на этой неделе ещё один лидер отрасли – глава «Северстали» Алексей Мордашов заявил о готовности реинвестировать «сверхприбыль» своей компании в развитие бизнеса вместо того, чтобы направлять её на дивиденды.
Впрочем, всё это не конец истории, а лишь завершение публичной полемики, после которого можно спокойно разобраться, что это было и как будет развиваться дискуссия далее.