Фестиваль Territoriя
Борис Павлович занимается самым разным театром: документальным (постановка «ВЯТЛАГ» по дневникам Артура Страдиньша объехала всю Европу), делает проекты на стыке музейных и перформативных практик, регулярно выпускает инклюзивные постановки вместе с фондом Alma Mater и центром «Антон тут рядом», много ставит и классику. Мы поговорили о его спектакле-аукционе «Вещественные доказательства», который привезут в Москву на фестиваль Theatrum, о том, почему театр – идеальная территория для людей с расстройством аутистического спектра, а также о новом спектакле «Циолковский», который обязательно надо было ставить на провинциальной сцене.
– В пятницу «Золотая маска» открыла фестиваль Theatrum-2021, куда привезли проекты, созданные на стыке музейных, экспозиционных и сценических, перформативных практик. 7 июня на фестивале покажут ваш свежий спектакль «Вещественные доказательства» питерского независимого театра кукол Karlsson Haus. Что это за жанр – спектакль-аукцион?
– Идея «Вещественных доказательств», постановки, которая соединяет в себе музей и аукцион, принадлежит художнику Ксении Перетрухиной, которая занимается предметным миром, исследует, как вещи накапливают информацию. Для этого проекта разные люди приносили свои вещи и рассказывали о них истории, пока постепенно не возник своеобразный музей предметов с прошлым. Все экспонаты музея были участниками каких-то происшествий, любовных романов или катастроф, были украдены или не пригодились. Например, человек купил туристический инвентарь, но никуда не поехал.
Сам спектакль состоит из двух частей – экскурсии по коллекции таких вещей и последующего аукциона, где зрители могут купить выставленные на аукцион лоты из коллекции. Было уже две серии показов, доказавших, что аукцион для театра – абсолютно грандиозная вещь, зрители борются за какую-то крохотную пуговицу с историей и платят тысячи рублей. Потому что дело не в вещах, а в их заряженности историей.